Моя родина – Казахстан
(реферат Хайдаровой Анастасии, 7А)
На семи ветрах в золотых жайлау Синегорье – Кокшетау Мира и добра людям города, Где поет домбра. |
Республика Казахстан занимает по территории второе, а по населению пятое место в СНГ. Она раскинулась от Волги до Алтая, от Сибири до Средней Азии на площади 2,7 млн. кв. км. Протяжённость её территории с запада на восток 3000 км, а с севера на юг 1700 км
.Природа Казахстана разнообразна. Почти четверть казахстанских земель - степи, они занимают почти весь северный Казахстан от Урала до Иртыша. Здесь плодородные почвы и летние пастбища, здесь сеют пшеницу, ячмень, получая хороший урожай.
Своими здравницами славятся жемчужины Казахстана. Одна из них – урочище Боровое. Организованный и неорганизованный отдых в прекрасных уголках Борового – просто сказка. Множество санаториев, пансионатов и гостиниц предоставляют отдых, лечебные процедуры и экскурсии. Обслуживающий медицинский персонал - это хорошие врачи и мед. сестры с большим опытом. Тысячи людей поправляют здесь здоровье на многочисленных пляжах, лесных терренкурах, лыжных тропах. Боровое - это маленький островок здоровья и долголетия наедине с природой.
Часть территории республики занимают песчаные пустыни - Кара- Кум, Кызыл-Кум, Большие и Малые Барсуки, Бетпак-Дала и Моин-Кум. Эти пустыни вовсе не безжизненны. Осенью, после первых дождей, они покрываются травой и становятся прекрасными пастбищами для скота.
На юге Казахстана, по его границам, проходит Тянь-Шаньская горная система. Здесь - лучшие летние пастбища в условиях жаркого юга. В предгорьях Тянь-Шаня находятся богатые сельскохозяйственные районы распублики. На землях орошаемых водой горных рек, произрастают ценные технические и пищевые культуры: сахарная свекла, кукуруза, пшеница, ячмень, опийный мак, табак и
др. В предгорьях также развито садоводство, выращивающее знаменитые и уникальные сорта яблок.Южный Казахстан славится своим хлопком, рисом и бахчевыми культурами.
Моря и озёра Казахстана богаты рыбой. В Каспийском море, у берегов Казахстана в большом количестве вылавливаются сельдь и осетровые
.В Прикаспийской низменности и в Приаралье много солёных озёр с большими запасами поваренной соли, которой снабжается не только Казахстан, но и другие страны.
Особенно богат Казахстан полезными ископаемыми. По запасам урана, меди, цинка, свинца и никеля он занимает первое место в Евразии, второе - по нефти и третье - по углю.
Казахстан занимает также одно из первых мест по запасам золота, серебра и необходимых при выплавке высококачествен-ных сталей - вольфрама, молибдена, хрома, ваннадия
.Казахстан имеет богатое историческое прошлое. Уже 2500 лет назад на его территории обитали многочисленные племена: саки, массагеты, исседоны и другие. Они умели выделывать бронзовые и медные орудия, занимались скотоводством, охотой и рыболовством.
Развитие производительных сил на территории Казахстана способствовало объединению племён в племенные союзы - аланов, чешей, динлинов и других, а в более позднее время в III - IV веках нашей эры
- усуней и канглы. Они населяли юг Казахстана и Семиречье. Они знали земледелие, занимались скотоводством. На севере и западе Казахстана, в отрогах Алтая в III – V веках развился и усилился племенной союз гуннов, в который входили разные этнические составляющие: от мадьяров и кипчаков на западе до алтайских племён на востоке. Они первыми в Северной Евразии начали выплавлять железо и создавать железные орудия труда и оружие, открыв этим Железный век. В пятом веке большинство гуннов под предводительством Атиллы двинулось на Запад и завоевало всю Европу, жившую тогда в Бронзовом веке, т.е. не знавшую стального клинка и верховой езды.В этот период на территории Казахстана развёртываются крупные исторические события. Богатые природные условия - плодородные долины рек Сыр-Дарьи, Или, Чу и др. привлекали скотоводческие племена из Монголии и Центральной Азии. Сюда устремляются многочисленные тюркские и монгольские племена, которые подчиняют местное население и образуют крупные феодальные государства. В VII - VIII веках на территории Казахстана возникло обширное государство - Западный тюркский каганат с центром в Семиречье.
Дальнейшее развитие производительных сил приводит к усилению феодальных отношений. На территории Казахстана возникает первое феодальное государство Караханидов (Х - ХII вв.). В период караханидов в Семиречье - в Чуйской и Таласской долинах и на Сыр-Дарье возникают культурные оседло-земледельческие оазисы с большими городами. Развивается культура, получает некоторое распространение арабская письменность, появляются первые ученые, поэты, писатели.
Но эта культура тюркских племен на территории Казахстана была разрушена в XIII веке монгольским нашествием. На завоёванных Чингиз-ханом территориях образуются новые государства феодального типа
: Золотая Орда, Белая Орда, несколько позже - Ногайская Орда, Узбекское ханство и другие.Изучение истории казахского народа насчитывает уже два столетия. Первые сведения о зарождении на северных окраинах Средней Азии Казахского ханства сообщает один крупный представитель моголистанской знати – Мухаммед Хайдер. Свой труд “Тарихи Рашиди” Хайдер закончил в 40-х годах XVI века. Он составлял его по личным наблюдениям и по воспоминаниям современников описываемых им событий. В его труде содержатся важные сведения о взаимоотношениях казахов с Моголистаном, киргизами и узбеками и о племенах Моголистана, впоследствии влившихся в Казахское ханство.
Большое значение имеет также труд сановника узбекского хана Мухаммеда Шейбани-Рузбехана - “Михман намэ” (Пригласительные письма). Работа написана в начале XVI века.
Из других восточных источников, имеющих большое значение для изучения истории казахского народа, следует тмоетить “Шайбани намэ”, “Родословное дерево тюрок” Абулгази-хана, написанное в 60-х годах XVII века, и “Абдулла намэ” Хафизи Таныша, написанное в конце XVI века.
В середине ХІХ века из среды казахского народа вышел учёный, который в работах, оставшихся в большинстве, к сожалению, лишь в черновых набросках, сумел дать ценные зарисовки истории своего народа. Это был Чокан Чингизович Валиханов. Его этюды "Аблай", черновые наброски к статье "Аблай", набросок о гармотах китайских императоров. "Киргизсоке родословие", предания и легенды старшего жуза и другие работы не потеряли научного значения до наших дней.
Со второй половины ХІХ века начинает развиваться казахская письменность. Появляются первые печатные книги на казахском языке, которые издаются в соновном в Казани, Оренбурге, а затем в ташкенте и других городах Средней Азии.
Ряд исторических статей был опубликован в журнале "Айкап", издававшемся на казахском языке в городе Троицке в 1911 - 1915 годах под редакцией казахского писателя и публицис-та Мухамеджана Сералина.
Общим недостатком этих работ является весьма слабое использование исторических источников. Значительная часть этих работ записана на основе религиозных преданий с частичным использованием фольклорного материала. Особенно открыто и ярко это проявилось в таких трудах, как "Россия в Азии" Краузе, "Сердце Азии" Скраина и Росса
и др.Патриархально - феодальный уклад, кочевой образ жизни и устои родового строя в сознании определили состав и содержание устного народного творчества казахов к XVII веку. Особое развитие и распространение в тот период получили трудовые скотоводческие песни. Они выражали отношение человека к источнику его существования, к домашним животным, ко многим видам трудовых процессов, связанных с хозяйством кочевника-скотовода.
Так, в XIX веке из гущи казахского народа появляются талантливые народные композиторы, образовавшие две школы. Основоположником одной из них является знаменитый композитор-кюйшы западного Казахстана Крмангазы. Второй крупнейший народный композитор-певец Биржансал. Вокруг этих композиторов группировались и дальнейшем стали их последователями композиторами-кюйшы Казангап, Байсерке, Даулеткерей, Дина, Сейтек, Ыклас композиторы
-певцы Акан-сере, Баулан Шолак, Жаяу-Муса, Майра, Шашубай, Асет и Жарлы-гап.Сказочные отроги урочища Кокшетау дали жизнь великому композитору-певецу Биржансалу Кожагулову (1832-1895). Его музыка – творение невиданной красоты, подсказанное самой природой этих мест. Здесь каждый камень, каждая скала является ее шедевром. Незыблемой частицей того целого, что когда-то здесь создала природа. Чудесные зеркала озер разбросанных невидимой рукой отражают легкие облака. В их прозрачных водах живет большое количество
рыбы, гуляющей небольшими стайками-косячками. И именно здесь рождается то большое и светлое, вдохновленное природой чувство любви… Любви к природе, которое рождает чудеснейшую музыку, прославленную во всех концах света.Также, среди казахских народных акынов-певцов почетное место занимают женщины. Хотя по шариату и по господствовавшим обычаям публичные выступления женщин всячески ограничивались, но истинные таланты преодолевали всякие препятствия. Одной из таких талантливых женщин-акынов была Майра Валиева
(1896 - 1929). Она родилась и выросла в Павлодаре. С малых лет Майра заучивала казахские песни и кюи, умела играть на домбре и на гармонии. Она обладала прекрасным, сильным голосом и совим пением покоряла слушателей. И эта музыка - часть природы, она до сих пор звучит на Казахстанской земле, вдохновляя все новых и новых композиторов.Земля Казахстана чудесна, здесь удивительным образом переплелись сто пять национальностей. Воистину поется в песне:
Не только потому, что здесь замечательная культура, но и сам человек, ступая на землю Казахстанскую, становится краше душою и телом. Здесь все живут в мире и согласии друг с другом.