С.С.Царегородцева

 

Юрта, которую построил Джек

Джеком его будут называть в Америке. В родной деревне Николаевский рудник Шемонаихинского района его звали Гера. В литературных энциклопедиях напишут о выдающемся писателе начала 20 века Георгии Дмитриевиче Гребенщикове. Ему самому будет близко имя его прадеда, по семейному преданию кочевника, калмыкского хана Тарухана. Об этом он написал в своей биографии: “...как оказывается, мой прадед был калмык, захваченный русскими охотниками в верховьях реки Бии вместе с целым табуном лошадей и в качестве пленника доставленный в Сузунский завод Кузнецкого уезда. Ему было тогда не более десяти лет, его взял какой-то добродетельный рудокоп, крестил, выучил языку, записал в сословие рудокопов, усыновил, а потом и женил на русской девушке. Фамилию нашу мой прадед получил, видимо, от своего приемного отца, а тот, по предположению деда, был сыном гребенщика, мастера гребней, пришедшего в Сибирь со староверами. Отсюда и моя длинная, царапающая фамилия.”

Возможно, это лишь семейная легенда, рассказанная любителем все приукрасить дедушкой писателя, Лукой Спиридоновичем (1815-1911) Дата рождения его отца Спиридона неизвестна, но примерно - 1780 - е годы, а его отца, Тарухана - 1760- е. Вспомним, что в 1756- 1757 прошла опустошительная джунгарско-китайская война, бывало, что в эти годы калмыки отдавали на казаческую линию своих родных, девушек и детей, без всякого выкупа. А казаки, переселенные в этот регион, остро нуждались как в невестах , так и в работниках. Может быть, казаки и не украли маленького Тарухана , а получили от его родителей добровольно...

Тем не менее, Г.Д. Гребенщиков, подчеркивая свои “азийские” корни возьмет себе имя Тарухан как изотерическое, став соратником Н.К.Рериха в его духовных исканиях и культурных проектах. Рерих будет видеть в Г.Д. Гребенщикове прежде всего посланца Алтая, носителя его культуры, строителя и созидателя. В одном из писем Елена Ивановна Рерих призывает его направить “свои труды в далекие долины мощного Алтая, место это останется средоточием, центром Духа. Магнит, заложенный во Имя Великого Сергия, может привлечь многие души.”

Для Г.Д.Гребенщикова строительство – неотъемлемая часть его пути по жизни. Везде, где он живет, он строит. Строит дома, а если позволяет судьба, то воздвигает и часовни С.Радонежскому. В книге “Гонец. Письма с Помперага” он расскажет об этом:

 

“Где только я не строил своих хижин! Когда мне было двадцать лет - я уже строил на Белачаге под Семипалатинском. Еще там мечтал о ряде скамеек под открытым небом: вот, мол, придут молодые пахари-соседи, а я им почитаю что-нибудь “о лучшей жизни”. Потом строил в Семитавских горах, на золотых приисках в Казахском Крае. Строил близ Усть-Каменогорска - шестиугольную юрту у родника. Молодой этнограф Алексей Белослюдов потом уплавил ее в Семипалатинск... Потом строил в Колыванском Заводе - есть чудесное такое место на Алтае. Помню - снял в аренду десятину земли на Белом озере, построил юрту и в какой-то сказочной полудремоте жил там лето. Неописуема там красота лазури неба, Белого озера, Синюхи, Тигерецкого Белка и дальних гор. Война помешала построить что-нибудь на Белом озере... Потом, после войны, построил домик из камня и цемента в Крыму, на Ливадийской слободке..., я и во Франции не унимался. В том же году начал строить в Провансе. Теперь там, говорят, образовалась небольшая русская колония”…

Удивительно, но сохранилась фотография первой юрты, построенной в 1907 году Г.Д. Гребенщиковым близ Усть-Каменогорска. На обороте фотографии надпись: “Барак этот стоит на участке, арендованном А.Н. Белослюдовым у Гребенщиковой. Летом 1910 года Ф. Н. Белослюдов приплавил его в Семипалатинск и поставил у дома...”

Юрта ГД Гребенщикова 1910 г. Фотография из архива ГАВКО.
Ранее не публиковалась.

Видимо, аналогичные юрты Г. Гребенщиков строил и на Колывани. Его посетит в это счастливейшее для писателя лето племянник Илья, сын старшего брата Николая. Илья Николаевич Гребенщиков вспоминает: “ Мне было уже 7 лет, когда он приезжал с семьей на Колывань Алтайского края. У Георгия Дмитриевича близ Колывани , на Белом озере стояли две юрты, в одной он писал, в другой жила его семья... Я у него гостил три недели...”

Итак, что же это за постройки? Мы , живущие в Казахстане, привыкли видеть традиционные войлочные юрты, и становится совершенно непонятным, почему шестиугольный сруб из бревен Г.Д.Гребенщиков называет юртой.

Ответ на этот вопрос я нашла, побывав в Краеведческой музее Горного Алтая. Там показаны три вида алтайских юрт: войлочные, кольевые и срубные. Последний вид юрт изготовлялся из крупных бревен в виде шестиугольного сруба.

Их часто изображал на своих полотнах художник Г. Гуркин, алтаец по национальности из рода Чорос. Григорий Гуркин и Георгий Гребенщиков были хорошо знакомы, они много общались, работая над изданием книг об Алтае и его культуре. Обоим родной и понятной будет кочевая культура, Г.Д.Гребенщиков хорошо знал казахский язык, свободно писал и говорил на нем. Он выступит как переводчик поэмы ссыльного поляка, талантливого поэта Г. Зелинского “Киргиз”, она выйдет в Томске В 1910 году с многочисленными иллюстрациями Г. Гуркина и В.Белослюдова. Затем поэма, выдержав более 22 изданий на польском, будет переведена на немецкий и французский, а в 1964 году и на казахский язык. Перевод сделает А. Ахметов с издания 1910 года Г.Д.Гребенщикова.( В этом же году в Казахстане выйдет "Степь" Г. Зелинского, переведенная Ю. И. Черницко-Ановой и Т.Жароковым с польского издания 1956 года.)

До Первой мировой войны Гребенщиков и Гуркин будут много путешествовать по Алтаю. Их будут видеть на дорогах самых труднодоступных, но манящих своей красотой. Они заразят жаждой путешествий и исследований родного края многих других. Так в 1909 году несколько гимназисток из Семипалатинска с преподавателем Ф. М. Дульским отправятся к Белухе. В дневнике одной из отважных участниц экспедиции записано, что во время прогулки в окрестностях Белухи они видели красиво сложенную груду камней, а надпись на одном из них гласила, что она была сделана художником Гуркиным, рисовавшим отсюда Белуху.

Сейчас можно только представить себе энтузиазм, с которым работал этот первый алтайский художник, которому было суждено стать одним из любимых учеников И.Шишкина.
Ко времени их знакомства певец русского пейзажа И. Шишкин уже серьезно болен, он будет торопиться передать талантливому ученику Г. Гуркину секреты своего мастерства. И научит его не только всем тонкостям создания жанра эпического пейзажа, но и самому главному – понимать и любить родные места. Свою родину, горный Алтай, Г. Гуркин из рода Чорос не просто понимал – чувствовал . Об этом свидетельствуют его картины “Озеро горных духов”, “Юрта в лесу”, “Весенний вечер на озере Эштигол”, “Юрта в саду художника”...

 

 

Уголок гостинной И.Шишкина         Юрта в лесу

Это работы удивительно светлые, напоенные воздухом и светом Алтая. Переходя от картины к картине этого художника в Краеведческом музее Горно-Алтайска, невольно думаешь о силе творческого духа человека, и совершенно отрезвляешься, остановившись перед последними экспонатами. Это не картины, это страницы из личного дела Г. Гуркина, заведенного в 1937 году НКВД. И его последняя фотография из дела: застывшее лицо, один глаз полузакрыт… Художника расстреляли, картины отправили в запасники...

Но вновь извлеченные забвения они рассказывают о том, как жили и о чем мечтали в начале века. А все, что нужно было вечным труженикам и мечтателям , Гребенщикову и Гуркину - это творить свободно, жить среди родной природы в юрте, где есть самое необходимое. Ведь для кочевников юрта - целый мир. Ее куполообразная форма - символ Космоса и триединства Вселенной. Но кроме того, в ней проявлялось и понимание двуполярных отношений: две опрокинутые чаши - чаша юрты и чаша небосвода над ней, как символ близнецов. В истории человечества существуют подобные чаши, символизирующие единство человека и Космоса: чаша Грааля, в которую Иосиф собрал кровь Христа; чаша Будды, чаша Дамшида...

Гармония с природой и Космосом - необходимое условие для творчества. И 1913 год окажется необычайно плодотворным для Гребенщикова. Он напишет и опубликует одну из лучших повестей “Ханство Батырбека” - главный герой которой тоже потомок хана-кочевника. Он приступит к работе над эпопей “Чураевы” и все это будет сделано под светлым небом Алтая...

 

Hosted by uCoz