Г.Д.Гребенщиков

ЧТО ТАКОЕ ЧУРАЕВКА?

Из писем с Помперага

Многие еще думают, что Чураевка1 - это дачный уголок для отдыха требовательных горожан. Иные думают, что это чье-то частное имение, а некоторые даже полагают, что Чураевка основана с целью наживы на земельной спекуляции. Потребовалась четверть столетия,2 пионерского труда и тяжелых моральных и материальных потерь для ее основателей, чтобы это последнее определение само собой отпало.

А что же все-таки Чураевка? Это как ни странно, но даже и очевидцам и свидетелям развития Чураевки требуется разъяснять, что Чураевка не только живописный уголок природы, где теперь разрастаются многие тысячи вечнозеленых хвойных сосен и елей. Это не только деревенька, где как бы мимоходом для раздумья и труда очутились русские изгнанники. Чураевка даже на ее раскинутые по лесистым холмам дома и сады и даже не все ее теперешнее население, изменчивое и приходящее, включая и основоположников. Чураевка - это то, что на огне не горит, в воде не тонет и ржавчиною и травой забвения не покрывается. Чураевка как далекое эхо раз пропетой русской думы, откуда-то из гор Алтайских3 пронеслась и отозвалась в лесах и на горах над речкой Помперагом, в Северной Америке, эхо это несокрушимо и для истребителей свободного мышления неуловимо. Идея Чураевки это тяжкий молитвенный вздох отшельников и строителей потаенных древних русских скитов, когда иго монгольское удушало русскую душу. Именно этот вздох через времена и пространства долетел сюда и напомнил, как началась и чем утверждалась Русская Земля. Претворить эту идею в действенное почитание строителей Руси в девственных лесах Америки было одною из задач строителей его починка. Чураевка, - если хотите, может быть объяснена не столь поэтично: это воплощенная в действительность думка всегда пытливых и непоседливых землепроходцев русских, которые в свое времена колонизировали и застроили беспредельные окраины России и часть которых вольно или невольно унесла свой быт и веру в иноземные края. Так или иначе, но идея Чураевки, хотя и не точно по намеченному плану4, но осуществлена. Не зная отдыха, физическим трудом и напряженной думой строители Чураевки завоевали себе право действовать на чистом воздухе, где и сердце молодеет, и мысли углубляются, и где воистину Бог становится видимым в красе цветения и в грозе небесных стихий и в каждой колеблемой ветром былинке.

Пройдут года, пройдут десятилетия, многое изменится, и, может быть, когда нас уже не будет, здесь вырастет перенаселенный, шумный городок, а может быть, напротив, все заглохнет и все наши сады и домики покроют пустыри5, но это не значит, что умрет и канет в Лету Чураевка. Душа ее, ее идея, практически запечатленная в живые, прочные кристаллы, в ее книги, здесь созданные и отсюда разлетевшиеся, как птицы-вестники, во все концы земного шара, уже становится мечтою каждого бездомного изгнанника. Имя Чураевки произносится на многих языках, во многих странах6 (потому что все книги Чураевки - здесь написанные и напечатанные - разнесли о ней молву по всей земле), и многие книгохранилища7 бережно хранят эти мечты-кристаллы, отобранные и оформленные здесь, в скорбях душевных и в потах телесных, но с великою любовью к тем, кто не только здесь и не только теперь должен прикоснуться к ним, как живой, целительной воде. Почему с такой уверенностью говорим мы это? - спросите вы нас. А потому, что во главе всех нас стоит и надзирает за нашими делами и мыслями наш великий и бессмертный учитель жизни, и подвижник, Преподобный Сергий Радонежский.

Вот почему Чураевка является символом того, самого святого, что должно неугасимо теплится в душе и сердце каждого, особенно в душе тех, кто знает, почему когда-то Русь называлась Святою. Чураевская часовня, сложенная из проросших терниями диких камней, является воплощением символа и памятником Преподобному Сергию, одному из бессмертных подвижников и скитников Святой Руси. Помните, что сказал известный русский историк Ключевский? Он сказал, что, когда угаснет лампада перед образом этого святого, угаснет и сама Россия. Но мы верим, что этот огонек в сердцах настоящих верующих в Бога русских людей не угас. Теплится он и в сердцах основоположников Чураевки. Трудно было им, в духовном одиночестве, достойно развивать и украшать в наказание за свои грехи и за неопытность должны они были, отягченные долгами и печалями, уйти из Чураевки на целых десять лет8. Однако не оставили они заботы о часовенной Чураевке. В далеком от этих мест американском колледже учили они группы молодежи, учились сами, выплачивали старые долги по Чураевке и неустанно думали о том, чтобы вернуться к покосившемуся кресту Сергиевой часовенки, поправить его и возжечь неугасимую лампаду. Да и для души своей должны мы все неустанно строить часовню сердца своего как нерушимую защиту от наступающих со всех сторон призраков зла и погибели. И будем строить, будем вместе продолжать это скромное, но воистину святое дело. Зовем всех тех, кому приятно принять в этом участие. А принять это участие и просто и необременительно. Первое, чтобы понять, что такое Чураевка, - прочтите одну из наших книг: Радонега9, это о том, почему и, как и какое имел влияние в тягчайшие времена Игумен Святой Руси, Пр. Сергий, и почему построилась наша часовня. А потом прочтите и другие наши книги. Прочтите все, что можете, для того, чтобы приобщиться духом и сердцем к нашим задачам, а потом, может, и к самим действиям. Оповещаем с радостью, что ярмо угнетавших нас все эти годы долгов мы в себя, слава Богу, сбросили, но никаких новых долгов и обязанностей делать не намерены. Поэтому, отдавая все наши силы, посильный труд и остаток жизни все той же идее Чураевки - горению живого огонька в печатном слове, в наших книгах, мы не можем обещать многого. Но вы, читатели, являетесь целью наших достижений, нашей надеждою и самой помощью. Сотни книг мы рассылали бесплатно за границу для Д.П.10 и просто эмигрантов. Теперь мы, к сожалению, этого позволить себе не можем. Пусть каждый купит книгу для себя и для духовно голодного читателя в Европе или Азии.

Цель же этого послания не только известить о том, что является душой Чураевки и ее толкователями и вестниками нашей книги, но и для того, чтобы приветствовать всех тех, кто так или иначе принимал участие в строении Чураевки, посещал ее11, судил или любил ее, а также и тех близких или далеких русских людей, для которых и самый факт разрастания в Чураевке тысяч вечнозеленых хвойных деревьев является успокаивающим чтением: жива-де русская идея, жив русский дух в одном из скромных, но фактических деяний.

<1952>

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. В апреле 1925 года граф Илья Львович Толстой, поселившийся в штате Коннектикут в 1923 году, привез Г.Д. Гребенщикова супругой в свой дом на реку Помпераг. Места эти напоминали писателю его родной Алтай. Тогда и явилась мысль купить здесь землю, разбить ее на ряд участков, построить дома и организовать русскую колонию. Первый дом был построен Гребенщиковым в 1926 году.
  2. Статья написана в 1952 году. Отсчет своей деятельности в Чураевке Гребенщиков начинает с 1927 года, когда в его ведение было передано и перенесено на берега реки издательство “Алатас”.
  3. Поселение, организованное Гребенщиковым, было названо “Чураевкой” не им, а его друзьями. Название взято из эпопеи “Чураевы”, первый том которой был закончен в 1917 году в окопах на Карпатском фронте, впервые напечатан в 1921 году в Париже в журнале “Современные записки” и переведен на иностранные языки.
  4. Гребенщикову не удалось организовать школу искусств, построить спортивный комплекс. Все силы, все материальные средства были налаживанию работы книгоиздательства “Алатас”. Между тем Гребенщикову удалось построить миниатюрный комплекс культурного центра, главным в котором было здание, включавшее в себя типографию, книжный склад, гараж, зал для собраний, гостиницу, библиотеку, рабочие кабинеты.
  5. “Чураевка”, как комплекс зданий, просуществовала до наших дней. Сохранилась и часовенка Преподобного Сергия Радонежского.
  6. В Европе и в Азии возникло движение, которое было названо “Молодая Чураевка”. Одно из крупнейших объединений возникло в Харбине.
  7. К сожалению, бывшая ГПБ им. В.И. Ленина не имела не только всех книг Гребенщикова, но даже полного комплекта самого крупного его труда - эпопеи “Чураевы”.
  8. В 1942 году Гребенщиков переехал в штат Флорида, в г. Лейкленд, где стал преподавать в колледже русскую историю и литературу на английском языке.
  9. Г. Гребенщиков. Радонега. Саусбери: “Атлас”, 1938.
  10. Длительное пользование.
  11. Чураевку посещали многие русские писатели, художники, музыканты, певцы и ученые, и среди них С. Коненков, С. Рахманинов, Н. Рерих, Ф. Шаляпин.
Hosted by uCoz