Г.Д.Гребенщиков
Многие еще думают, что Чураевка1 - это дачный уголок для отдыха требовательных горожан. Иные думают, что это чье-то частное имение, а некоторые даже полагают, что Чураевка основана с целью наживы на земельной спекуляции. Потребовалась четверть столетия,2 пионерского труда и тяжелых моральных и материальных потерь для ее основателей, чтобы это последнее определение само собой отпало.
А что же все-таки Чураевка? Это как ни странно, но даже и очевидцам и свидетелям развития Чураевки требуется разъяснять, что Чураевка не только живописный уголок природы, где теперь разрастаются многие тысячи вечнозеленых хвойных сосен и елей. Это не только деревенька, где как бы мимоходом для раздумья и труда очутились русские изгнанники. Чураевка даже на ее раскинутые по лесистым холмам дома и сады и даже не все ее теперешнее население, изменчивое и приходящее, включая и основоположников. Чураевка - это то, что на огне не горит, в воде не тонет и ржавчиною и травой забвения не покрывается. Чураевка как далекое эхо раз пропетой русской думы, откуда-то из гор Алтайских3 пронеслась и отозвалась в лесах и на горах над речкой Помперагом, в Северной Америке, эхо это несокрушимо и для истребителей свободного мышления неуловимо. Идея Чураевки это тяжкий молитвенный вздох отшельников и строителей потаенных древних русских скитов, когда иго монгольское удушало русскую душу. Именно этот вздох через времена и пространства долетел сюда и напомнил, как началась и чем утверждалась Русская Земля. Претворить эту идею в действенное почитание строителей Руси в девственных лесах Америки было одною из задач строителей его починка. Чураевка, - если хотите, может быть объяснена не столь поэтично: это воплощенная в действительность думка всегда пытливых и непоседливых землепроходцев русских, которые в свое времена колонизировали и застроили беспредельные окраины России и часть которых вольно или невольно унесла свой быт и веру в иноземные края. Так или иначе, но идея Чураевки, хотя и не точно по намеченному плану4, но осуществлена. Не зная отдыха, физическим трудом и напряженной думой строители Чураевки завоевали себе право действовать на чистом воздухе, где и сердце молодеет, и мысли углубляются, и где воистину Бог становится видимым в красе цветения и в грозе небесных стихий и в каждой колеблемой ветром былинке.
Пройдут года, пройдут десятилетия, многое изменится, и, может быть, когда нас уже не будет, здесь вырастет перенаселенный, шумный городок, а может быть, напротив, все заглохнет и все наши сады и домики покроют пустыри5, но это не значит, что умрет и канет в Лету Чураевка. Душа ее, ее идея, практически запечатленная в живые, прочные кристаллы, в ее книги, здесь созданные и отсюда разлетевшиеся, как птицы-вестники, во все концы земного шара, уже становится мечтою каждого бездомного изгнанника. Имя Чураевки произносится на многих языках, во многих странах6 (потому что все книги Чураевки - здесь написанные и напечатанные - разнесли о ней молву по всей земле), и многие книгохранилища7 бережно хранят эти мечты-кристаллы, отобранные и оформленные здесь, в скорбях душевных и в потах телесных, но с великою любовью к тем, кто не только здесь и не только теперь должен прикоснуться к ним, как живой, целительной воде. Почему с такой уверенностью говорим мы это? - спросите вы нас. А потому, что во главе всех нас стоит и надзирает за нашими делами и мыслями наш великий и бессмертный учитель жизни, и подвижник, Преподобный Сергий Радонежский.
Вот почему Чураевка является символом того, самого святого, что должно неугасимо теплится в душе и сердце каждого, особенно в душе тех, кто знает, почему когда-то Русь называлась Святою. Чураевская часовня, сложенная из проросших терниями диких камней, является воплощением символа и памятником Преподобному Сергию, одному из бессмертных подвижников и скитников Святой Руси. Помните, что сказал известный русский историк Ключевский? Он сказал, что, когда угаснет лампада перед образом этого святого, угаснет и сама Россия. Но мы верим, что этот огонек в сердцах настоящих верующих в Бога русских людей не угас. Теплится он и в сердцах основоположников Чураевки. Трудно было им, в духовном одиночестве, достойно развивать и украшать в наказание за свои грехи и за неопытность должны они были, отягченные долгами и печалями, уйти из Чураевки на целых десять лет8. Однако не оставили они заботы о часовенной Чураевке. В далеком от этих мест американском колледже учили они группы молодежи, учились сами, выплачивали старые долги по Чураевке и неустанно думали о том, чтобы вернуться к покосившемуся кресту Сергиевой часовенки, поправить его и возжечь неугасимую лампаду. Да и для души своей должны мы все неустанно строить часовню сердца своего как нерушимую защиту от наступающих со всех сторон призраков зла и погибели. И будем строить, будем вместе продолжать это скромное, но воистину святое дело. Зовем всех тех, кому приятно принять в этом участие. А принять это участие и просто и необременительно. Первое, чтобы понять, что такое Чураевка, - прочтите одну из наших книг: Радонега9, это о том, почему и, как и какое имел влияние в тягчайшие времена Игумен Святой Руси, Пр. Сергий, и почему построилась наша часовня. А потом прочтите и другие наши книги. Прочтите все, что можете, для того, чтобы приобщиться духом и сердцем к нашим задачам, а потом, может, и к самим действиям. Оповещаем с радостью, что ярмо угнетавших нас все эти годы долгов мы в себя, слава Богу, сбросили, но никаких новых долгов и обязанностей делать не намерены. Поэтому, отдавая все наши силы, посильный труд и остаток жизни все той же идее Чураевки - горению живого огонька в печатном слове, в наших книгах, мы не можем обещать многого. Но вы, читатели, являетесь целью наших достижений, нашей надеждою и самой помощью. Сотни книг мы рассылали бесплатно за границу для Д.П.10 и просто эмигрантов. Теперь мы, к сожалению, этого позволить себе не можем. Пусть каждый купит книгу для себя и для духовно голодного читателя в Европе или Азии.
Цель же этого послания не только известить о том, что является душой Чураевки и ее толкователями и вестниками нашей книги, но и для того, чтобы приветствовать всех тех, кто так или иначе принимал участие в строении Чураевки, посещал ее11, судил или любил ее, а также и тех близких или далеких русских людей, для которых и самый факт разрастания в Чураевке тысяч вечнозеленых хвойных деревьев является успокаивающим чтением: жива-де русская идея, жив русский дух в одном из скромных, но фактических деяний.
<1952>