Г. Гребенщиков

IV. Культурный центр края - с. Шемонаиха

Из цикла "Река Уба и убинские люди"

а правом берегу Убы, выше устья верст на 60, расположено огромное, более чем в 800 дворов, село Шемонаевское с каменной церковью, каменной больницей, большой школой, волостью, почтой и телеграфом, лесничим, приставом и прочей менее значительной сельской знатью.

С. Шемонаевское - узел четырех больших дорог: на Семипалатинск, на Барнаул, на Усть-Каменогорск и на Бийскую казачью линию.

Широко раскинувшееся по двум упавшим в Убу речкам, это село состоит из целого лабиринта кривых улиц и переулков с угрюмыми, старинной архитектуры, кривыми и высокими домами и с непрерывной сетью обширных бревенчатых дворов и жердяных пригонов. Село это основано в конце XVI столетия, т. е. более двухсот лет назад и населено крепким и суровым крестьянским народом, именуемым здесь "поляками".

Неуклонно следуя преданьям старины, крестьянство это почти два века не меняло ни внутреннего уклада жизни, ни внешней оболочки и, в продолжении целых столетий, было как бы застывшим в одних и тех же формах неподвижности.

Богатство добывалось трудолюбием, духовные потребности удовлетворялись церковью, отдых находили в праздничных посиделках на завалинке и, в редких случаях, в медовом домашнем пиве, после третьего стакана которого не поднять руки для буянства, а высшее исчерпывалось мирным чтением псалтыря. И вся иная жизнь проходила мимо, не нарушая ровного течения спокойной жизни и лишь разве появление всесильных самодуров - управителей, а позднее земских заседателей, вспугивали на время житейскую тишь, да и те, в конце концов, не оставляли заметных следов, ибо старые люди были крепки и к кулаку и к розге, не оставались в той же добродетельной патриархальности, в которой и пребывали почти до наших дней. Но наши дни, с их огромными событиями и всеобщим распадом, пошатнули и эту упругую неподвижность крепкого крестьянства, и Шемонаиха, давшая тон многим окрестным селам и изобиловавшая умными и довольно могучими патриархами, к совету которых прислушивались целые волости, - надломилась в самом корне и среди молодежи вы немного теперь встретите почитателей этой старины.

Вот сценка на пароме через Убу.

Старый перевозчик с длинной пожелтевшей и спутанной бородой в четырехугольной шапке, рукавицах и серьмяге, подпоясанной шерстяной опояской низко, у самых бедер, стоит у рулевого весла.

Паром отправился от левого берега на правый, т. е. к селу. На пароме, кроме нас, земская подвода с волостным кандидатом, хохлацкая бричка, две бочки с дегтем, верховой старенький киргиз и несколько молодых баб с тяжелыми снопами чеснока, который, комлями вниз, они держали на головах, как большие зеленые короны. Загорелые ноги в низких кожаных башмаках без чулок, сарафаны высоко подтыканы, из красных фартуков сделаны кошельки. В ушах огромные серебряные серьги. Двое помощников кормовщика: бородатый мужик и молодой парень кричат на дегтярей:

- Беритесь-ка за шесты!

Дегтяри и киргиз угодливо хватаются за шесты, а молодой парень начинает крутить папироску.

Старик брезгливо сплевывает:

- Тьфу! Ровно он без этой чертовой соски и не жив прямо... Епишка, брось!.. - голос у старика круглый, большой, хорошо сохранившийся, и когда он говорит, длинная борода вся целиком откинулась на плечо и вздрагивает. Голубые поблекшие глаза смотрят умоляюще и грустно, но парень, свернув папироску и взяв ее в губы, самодовольно улыбается и лезет за пазуху за коробкой спичек...

- Епишка!.. - кричит старик и будто порывается от кормы.

Парень уже закурил, и легкий ветерок несет удушливый зеленоватый дым прямо в лицо старику... Он плюется...

Бабы и бородатый помощник громко смеются и кричат старику:

- Умирай ты скорей, а то прокоптят они тебя, внучатки-то... И в рай не пустят копченого-то...

Старик, умолкнув, отвертывается и начинает в отчаянии сердито бить веслом о голубые убинские волны, чтобы хоть на них выместить свою тяжелую обиду...

И это один из зажившихся патриархов старины, когда-то знатных и сильных. Парень его внук, а мужик - работник. Еще в девяностых годах старик этот пользовался большим влияниям, служа много лет старшиной и будучи очень богатым... А теперь, на старости, должен грести веслом и слушать горькие насмешки внука и работника.

В Шемонаихе есть несколько больших торговых лавок, а в декабре бывает ярмарка. Кроме того, в этом году закончена постройка большой крупчатой мельницы.

Все жители исповедания единоверческого и до сих пор еще сохранилась кучка стариков, ревниво оберегающих старинность обрядов в богослужении, и если они услышат, что священник в чем-либо ошибся или отступил от подлинного текста священного писания, то они тут же в церкви крикнут ему строго:

- Не так, батя, не так! - и священник должен в ту же минуту поправиться.

Все мужчины в церкви становятся впереди, а женщины обязательно у порога и если здесь же становится какой-либо неопытный богомолец - бабы энергично протолкают его вперед. Причем, все бабы и старухи в церковь ходят в тех самых кичках, в которых венчаются. (Кичка - это головной убор в виде кокошника древнерусской женщины). Дети становятся в центре храма перед алтарем, а взрослые замыкают их полукругом, надзидая за их поведением, причем не считается предосудительным, если здесь кто-либо посторонний из стариков пощиплет за виски или за уши какого-либо расшалившегося мальчугана.

Пение в церкви старинное и хор всегда случайный, из желающих, причем, если запоет женщина, ей обязательно погрозят пальцем, т. к. пение, видимо, составляет привилегию мужчин и мальчиков.

Для развлечения молодежи в длинные зимние вечера устраиваются посиделки или вечерки. Это происходит так. Какая-либо девушка выпрашивает у матери или у родственницы на один вечер избу, в которую приглашает своих подруг. Те приходят с работой, преимущественно с пряжей или шитьем, и при тусклом освещении сального огарка или маленькой закопченной лампы прядут или шьют, сидя по лавкам, и поют песни. Но девахи еще до этого, как только узнали о посиделках, сообщают одному или двум из знакомых парней, а то и просто, ребята, бродя вечером по улице, сами услышат песни девиц и заходят беспрепятственно. Угощения на таких посиделках не бывает, разве какой-либо парень дешевых конфет или орехов принесет. Чаще всего здесь происходит то, что на местном языке имеет название "женихаются", т. е. парни сглядывают себе невест, а девушки женихов.

Любопытны в Шемонаихе летние игрища молодежи, происходящие на полянках, чаще всего у хлебозапасного магазина, а то и за селом на чистой открытой местности. В Шемонаихе, где девушек и парней насчитывается ежегодно по несколько сот, такая полянка в летние праздничные дни представляет из себя грандиозное зрелище по своей живой пестроте. Вся площадь усеяна живыми движущимися красными, синими, зелеными, желтыми, голубыми и другими яркими цветами.

И, несмотря на очевидную некультурность и не поэтичность взаимных отношений молодежи, от нее все же брызжет силой и здоровьем и веет простым и прочным смыслом.

К труду в Шемонаихе относятся с большой любовью, особенно к труду на земле. Любопытно наблюдать летом, выехав на любую из дорог, ведущих на покосы или пашни, когда в понедельник из Шемонаихи беспрерывной нитью бегут бойкие, сытые пары лошадей, впряженные в простые телеги, усаженные здоровыми, полными смеха и песен мужчинами, женщинами, парнями и девицами. И особенно характерно то, что почти все молодожены едут отдельно, на особой паре, сидя близко друг к другу рядом, причем, мужчины - в белых рубахах и штанах и войлочной шляпе лодочкой, а женщины - в красном сарафане и обязательно с какой-либо работой в руках - вязанье, вышиванье или шитье. Это на случай ненастья, росы и всякого вынужденного антракта в полевой работе. По целым неделям они не выезжая живут в поле и всякая отдельная супружеская чета имеет свою холщовую палатку.

Шемоневцы работать большие мастера. Это выносливые и проворные косари и жницы и их бабы в редких случаях уступают своим мужьям.

И если близко присмотреться к жизни простого нетронутого цивилизацией народа долины Убы, то можно увидеть в нем столько своеобразной красоты и прелести, что не трудно полюбить его больше, чем издерганную и выдохшуюся интеллигенцию, потерявшую пути к истинной жизни и способную только ныть и нытьем отравлять все светлое и яркое в жизни...

Недаром же Л. Н. Толстой в продолжение своей большой жизненной дороги пытался нас убедить в этом и из затхлой атмосферы города звал на чистый воздух, в просторное поле народной, простой жизни.

От Шемонаихи начинаются уже большие горы. Так напротив села на левом берегу возвышается огромная гора, являющаяся углом целой горной гряды, ушедшей на восток. А на востоке от села стоит, похожая на исполинский саркофаг, гора Мохнатая, состоящая из сплошных гранитных утесов. Природа здесь уже становится наряднее.

На реке Убе в 14 верстах выше Шемонаихи, на левом увале, над так называемом Овчинниковым лугу, имеется небольшой заселок, состоящий из двух-трех десятков небольших глинобитных и частью деревянных изб. Здесь водворены переселившиеся лет 15 назад из Виленской губернии белорусы. Характерно воспоминание местных жителей о том, как первое время жили эти люди, не привыкшие к суровой сибирской природе. Приехали они под осень большим обозом. Все нарядные, в пиджаках, в узких брюках и лаковых сапогах, хотя и посконных рубашках. На головах картузы и теплого ничего не было. Сами высокие, тонкие и белолицые. И вот все эти люди должны были наспех вырыть в земле, в яру увала, темные норы и жить в них всю зиму, еле умея добыть себе дров и хлеба. Но интересно, по замечанию сибиряков, то, что эти люди привезли с собою свою южную жизнерадостность, которая умерла в них только к нашим дням. По крайней мере, в первые годы в их земляных норах под звуки гармоники и скрипки очень часто танцевались мазурки, краковяки и польки всех сортов. Теперь они акклиматизировались, погрубели и стали зажиточнее. Причем, большинство девушек вышло замуж за сибиряков, а большинство парней женилось на сибирячках и скоро от белорусов останется одно воспоминание.

В шести верстах от засека Овчинниковского есть старая очень типичная деревня Выдриха, в которой еще лучше сохранилась старина средневековой Руси. Особые представители крестьянской патриархальности могли бы служить материалом не только для литератора, но и для художника. Это не просто крестьяне, это богатые, умные и умеющие сохранять свое достоинство бояре... Таковы - местный крестьянин А.П. Фирсов, Степ. Ст. Солдатов, Сухоруковы, Санаровы и много других... Последние годы, правда, в значительной степени подорвали их авторитет в глазах молодежи, но и теперь можно наблюдать семьи, где полновластным главою является старший член ее, перед которым все преклоняются, и воля его равняется волей свыше. Так у Фирсова два сына, оба почти по-европейски воспитаны, бывают в Москве и ведут крупные торговые дела своего отца, но во всем спрашивают у своего отца, который грамоте научился после 30 лет своего возраста и теперь грамотен и сведущ настолько, что по своим судебным делам с крестьянами выступает в качестве собственного юрисконсульта и не без должной эрудиции.

Когда он был старшиною, то часто составлял бумаги на имя высшего начальства, к которому, кстати сказать, относится и до сих пор очень почтительно и оно всегда находит в его обширном доме радушный и умелый прием. Его жена и снохи носят сарафаны, и вообще режим в его доме таков, что когда одна из снох пала жертвой соблазна в отсутствии своего мужа, бывшего в солдатах, то должна была искупить свой грех тем, что наложила на себя руки... Но мы не ставим такую патриархальность, как образец крестьянского семейного уклада, а напротив, как исключение, ибо А.П. Фирсов богатей не от трудов своих, а от чисто промышленных торговых оборотов, что несомненно стоит в связи с неизбежной эксплуатацией местного населения, среди которого А.П., хотя и пользуется почетом, но не пользуется любовью.

Другой патриарх С.С. Солдатов является сватом Фирсова и отличается своей скупостью и замкнутостью. Многие свои десятки тысяч он хранит где-то в подземельях, а своим жене и снохам сарафаны и рубашки к празднику выдает из-под замка своеручно. Деньги свои он нажил хлебными операциями в старые годы, сплавляя хлеб на сотнях плотов в Семипалатинск и Омск.

Как и Фирсов старик этот необычайного ума, но в противоположность прямому и громогласному Фирсову, он тих, молчалив и скрытен. Его ум остр и немного сатиричен, так что многие его остроты и изречения вошли в пословицу.

Как на более типичных патриархов можно указать на тех из глав семейств, которые занимаются исключительно земледельческим трудом, скотоводством и пчеловодством. Вся семья у таких патриархов находится в беспрерывном труде, как и сам патриарх, за то без ущерба ближнему, люди эти живут в полном достатке и независимости. Один из таких патриархов также был старшиною и некий администратор попытал было попробовать на нем силу своих кулаков. Патриарх не отвел "высокоблагородного" кулака, но принял меры к тому, чтобы добиться справедливости и добился. Высокое благородие было свергнуто с высокой должности. И вообще, если всмотреться в недавнее прошлое убинских старожилов, что все, что лучшее в нем было - это патриархальность, охранявшая не только веру и чистоту нравов, но и человеческое достоинство. Этих людей не легко было превратить в безропотных и безличных рабов. Это были люди с большой человеческой душою и мягким, отзывчивым к ближнему сердцем. Всякого незнакомого странника сами позовут, накормят, обогреют и вымоют в бане. Выругаться нехорошим словом, поесть молока в пятницу, ослушаться старшего - было редким и большим грехом, и оттого дети до 20 лет были целомудренны, а семейные отношения освещались согласием, взаимным уважением и мирным трудолюбием...

Выше д. Выдрихи, на правом берегу Убы, есть большое село Большая Речка, где имеются три церкви: православная, единоверческая и австрийская. Народ здесь больше всего напоминает красноярский и убинский (с. Убинского) и в значительной степени отличается от шемонаевцев и особенно выдрихинцев, как по костюму, так и по общей картине нравов. В общем, конечно, это одни и те же "поляки", вышедшие из пределов Польши, где они скрывались от преследований Петра Великого за старую веру, но видоизменившиеся по разным причинам местного происхождения, в недавнем прошлом.

А еще выше, верст на 12, на левом берегу Убы расположено огромное и самое верхнее в низовьях Убы село Верх-Убинское или Лосиха, в общем от устья реки отстоящее в ста верстах. Это село является главнейшим пунктом убинского старообрядчества т. к. здесь сосредоточены все многочисленные толки и секты русских раскольников. Здесь насчитывается до пяти тысяч жителей, есть три церкви, волость, целая площадь лавок, бывает ярмарка и есть каменные магазины. О жителях Лосихи мы скажем более подробно ниже.

Hosted by uCoz