А. Б. Фирсов

СВЯТОГОР

Август.
Телецкое озеро.
1989 год.

Группа туристов: три американца и четверо русских, остановились на берегу озера у подножья горы Чапту, рядом с тем самым местом, где она вдается в озеро своим причудливым гранитным отрогом. Из расщелины в скале бьет родник. Серебряные струйки его, прыгая по гранитным ступенькам, спешат к озеру, туда, где метрах в тридцати от берега торчит из воды огромный камень Караташ. Скромную береговую поляну от обступивших ее гор отделяют несколько могучих кедров и густые заросли карагана, кислицы и маральника.

Туристы установили палатки под разлапистой кроной огромного сибирского кедра. Развели костер. Поужинали.

Мало-помалу набежали сумерки. Вылетела из ущелья низовка, побежала по озерной глади, плеснула в небо озерными звездными блестками, пошумела, проверещала и утихла.

Стемнело. Собрались семеро мужиков у таежного костра на задушевную вечернюю беседу. Весело вспыхивая, потрескивал валежник. Тоненьким малиновым голоском позвякивал родник… И вдруг: У-у-ух!” Шелестя хвоей, сорвалась с дерева кедровая шишка и упала к ногам Артура, американца, учителя биологии из Аризоны.

- Не свалится ли сам этот великан, если большой ветер случится? – подняв шишку и, посмотрев на кедр, и установленные под ним палатки, спросил Артур.

Русские переглянулись. Гена Иванов – бийчанин, заядлый радиолюбитель, путешественник и замечательный рассказчик, словно ждал этого вопроса. Он поднял вверх руку и, обращая на себя внимание, произнес:

- Друзья мои, позвольте на вопрос осмотрительного биолога ответить старинной алтайской историей.

Голос Геннадия, звонкий и красивый, зазвучал торжественно и загадочно.

“- Застигла как-то молодого охотника в тайге ночь и непогодь. Выбрался он к озеру. Укрылся на берегу вот здесь, под кроной этого огромного старого кедра и уснул как убитый. Перед рассветом проснулся от шороха таежного. Слышит: разговаривают.

- Кто бы это? – подумал охотник, прислушавшись. – Никак деревья шепчутся?

Так и есть. Два кедра беседуют.

- Сколько, старик, лет-то тебе?

- У-у, много. Может, пятьсот… А, може, и того больше… Со счета сбился.

- О-о! А мне-то всего сто… Молодой я еще… А ты, дед, слышь, видать, насмотрелся на своем веку?.. А?
- Да уж, случилось… Помню, когда я совсем мальчишкой был, лет 50 мне было… На том самом месте, где ты стоишь, отряд томских казаков на ночлег устроился. Боярский сын – Петр Собанский – главным у них был. Бородатый, удалой такой молодец… Не знаю, то ли золото искали, то ли еще что высматривали, только, вижу, выглянул тогда вон из той пещеры, что сейчас камнями завалена, сам Эрлик, посмотрел на иноземцев, послушал их разговор и нахмурился, видно осерчал крепко.

- Ишь, басурманы, золота захотели?

И дрогнула земля тогда, посыпались камни, покатились на казаков. Я еле корнями за скалу удержался… А во-о-н тот камень, что из озера торчит, видишь, – эрликовых рук дело… Разбежались тогда казаки кто куда. Не до золота, видно, им стало… Потом, после них, кто только тут ни побывал. И раскольники беглые, и рудознатцы Демидовские, и поученые академики, но золота не нашли. Чувствуют, по всем признакам должно быть, а найти - не могут. Крепко тогда Эрлик сокровища алтайские упрятал… А золото тут есть. Мой дед говаривал, что как-то бедняк Бар нашел в этих местах самородок с конскую голову. Обрадовался. Подумал: “Принесу в аул, продам, богатым стану”. Не продал. Ни у кого денег не оказалось. В другие аулы пошел Бар, но и там, у людей денег не оказалось. Хотел на самородок коня выменять – не меняют. Говорят: лошадь нужна, а что с золотом делать? Опечалился Бар, взобрался вон на ту гору и бросил вниз самородок. Упал камень в долину, яму глубокую продавил, водой яма та наполнилась и озером стала. Вон оно какое! Алтайцы его и по сей день Алтын-Коль величают, “Золотое озеро”, значит”.

- Слушай, Геннадий, не торопись, – взмолился Сергей Юрков, - ты думаешь, так-то легко твои заморочки на английский переводить.

- Ладно! Помедлю… Да что тут, впрочем, сложного?.. Так вот, бедняк тот, Бар, с горя, сам с горы бросился. Разбился, конечно. С той самой поры тигры на Алтае перестали водиться. Бар – тигр по-алтайски. Интересное дело, но в Америке тогда “бар-мены” появились. С чего бы это?
Геннадий загадочно посмотрел на ошарашенных своей выдумкой американцев и без всякой паузы продолжил:

“Шуршит иголками старик-кедр, шепчет молодому про житье свое бытье.

- А не так давно, лет 150 тому назад, сам преподобный архимандрит Макарий ойрота, охотника Тибана, вот у этого родника в Христову веру снаряжал…

Старик-кедр помолчал, поглядел на лежащего под кроной охотника, и добавил:

- Да, совсем забыл, приезжал как-то сюда художник английский, Томас Аткинсон, озеро рисовать. Долго рисовал. Встанет вместе с солнышком, умоется в роднике, расставит свои рогульки и рисует. Видел я его картину. Хороша! И меня, между прочим, нарисовал. Говорят картина эта и сейчас в Лондоне в Национальной галерее выставлена. Вот бы посмотреть. Мне-то тогда всего лет 350 было…”

Геннадий, сделал паузу, посмотрел на слушающих и, обращаясь к американцам, спросил:

- Бывали в Лондоне? И, не дожидаясь ответа, заключил: - Жаль, сходите. Там, говорят, вот это самое место, где вы сидите, срисовано.

Рассказчик замолчал, пошевелил коряжину в костре, задумался….

Сергей, между тем, закончил переводить, растолковал американцам возникшие непонятности и, зная страсть Геннадия к пространным рассказам, попытался, было, перевести разговор на другую тему. Но не тут-то было.

- Геннадий, продолжай! Что там старый кедр молодому сказал еще? – попросил Билл, коренастый и улыбчивый американец, помощник шерифа из города Флагстаффа.

Рассказчик одобрительно кивнул благодарному слушателю, взглянул на недовольное лицо переводчика и как бы нехотя продолжил:

“Ну, и говорит старый кедр молодому:

- Устал. Корни уже не держат. Падать давно пора. Сегодня, было, надумал, но не получилось.

- А пошто так?

- Да вон, смотри, охотник под моей кроной укрылся. Умаялся за день. Спит сердешный. Пускай поспит – потерплю малость.

Выслушал охотник эту беседу, встал, снял с ветки свою котомку, взял ружье, что вчера к стволу поставил, поклонился старику-кедру, поблагодарил за гостеприимство и зашагал вниз, в долину.

Пошелестел кедр своими лапами вдогонку:

- Ладно уж, ступай.

Прошел охотник с полверсты и слышит: ухнуло что-то. Обернулся, видит: падает старый великан и, падая, машет лапами-руками на прощанье, кричит вдогонку:

- Сту-у-п-а-а-й, сту-у-п-а-а…!”

- Вот так-то, друзья. Безопасно под кедром палатку ставить. Только прежде, сделай милость, - подойди к кедру, погладь его по коре и к стволу ухо приложи. Услышишь непременно: “Мощный, мощный я… Мощь во мне великая…” Не опасайся тогда. Дерево в любую бурю выстоит. А если услышишь: “Мёщи, мёщи мои… Былые…” Протяжно так скажет, с шипением: “Меш-ш-ш”. Старый это кедр, дед дряхлый, упасть может. Недаром кедр по-алтайски “мцш” прозывается.

- А этот великан, что тебе сказал? – спросил Билл, вопросительно глядя на Геннадия. – Ты его слушал?

- Слушал, конечно. Сказал: “Сидите, друзья мои, беседуйте, я еще лет двести с гаком простою.

Билл, поднялся и пошел к кедру. Провел рукой по коре и приложил ухо к стволу. Постоял так с минуту и, улыбаясь, возвратился к костру.

- Ну, что? Слышал? Что тебе кедр сказал? – спросил Билла Сергей Юрков.

Лицо американца расплылось в широкой улыбке. Он хлопнул в ладоши и радостно произнес:

- Слышал. А сказал он мне: “Повезло тебе Билл. Замечательных друзей, настоящих сибиряков, ты повстречал. Учись у них с деревьями разговаривать!”.

Громкий хохот заглушил последние слова Билла.

Кто-то поворошил костер. Брызнул и бросился вверх сноп искр, поднялся высоко-высоко и затерялся, растаял где-то среди мириад звездных огоньков.

И тут вдруг произошло следующее.

Билл встал, поклонился могучему кедру и громко, выразительно начал декламировать на английском языке отрывок из “Песни о Гайавате”. Это было нечто невообразимое. Американец смотрел на Север, в сторону своей родной Аризоны, простирал руки к звездам и читал. Пламя костра выхватывало из темноты и освещало его вдохновенное лицо. Я подумал тогда, что, видимо, так, наверное, выглядел Христос, когда читал Нагорную Проповедь своим удивленным апостолам.

Привожу отрывок песни в переводе Ивана Андреевича Бунина.

На горах Большой Равнины,
На вершине Красных Камней,
Там стоял Владыка Жизни,
Гитчи Манито могучий,
И с вершины Красных камней
Созывал к себе народы,
Созывал людей отвсюду.

От следов его струилась,
Трепетала в блеске утра
Речка, в пропасти срываясь,
Ишкудой, огнем, сверкая.

И перстом Владыка Жизни
Начертал ей по долине
Путь излучистый, сказавши:
“Вот твой путь отныне будет!”

От утеса взявши камень,
Он слепил из камня трубку
И на ней фигуры сделал.
Над рекою, у прибрежья,
На чубук тростинку вырвал,
Всю в зеленых, длинных листьях;
Трубку он набил корою,
И дохнул на лес соседний.

От дыхания ветви шумно
Закачались и, столкнувшись,
Ярким пламенем зажглися;
И, на горных высях стоя,
Закурил Владыка Жизни
Трубку Мира, созывая
Все народы к совещанью.

Билл закончил, обвел взглядом пораженных слушателей и, улыбаясь, устроился на свое место у костра.

Все молчали, пораженные необычайной памятью и начитанностью американца.

Сибиряки почувствовали стыд за шутку, которую выкинул Геннадий над Биллом.

Однако, оправившись от минутного замешательства и, видимо, желая поправить дело, Геннадий встал и, выразив восторг и удивление знанием “Гайоваты”, уже с серьезным лицом начал:

- Билл, Артур, Ричард! Прибавьте к легендам о богатырях американских и нашу сибирскую.

Геннадий показал рукой в сторону Телецкого озера, на чернеющую в ночи гряду гор.

“- Жил где-то в здешних местах могучий богатырь Святогор…”

Геннадий говорил вдохновенно, медленно, давая Сергею Юркову время переводить.

“- Там за озером стоит Красавица “Белуха”. Вершина ее упирается в само небо. С северной стороны ни один смельчак на нее не поднимался. С южной, правда, поднимались… Но это сейчас. А раньше никто к Белухе и подходить-то не смел. Охранял гору сам Святогор-богатырь. Объезжал он ее на своем коне. Конь его – выше леса стоячего. Сядет бывало на него Святогор, тучи ходячие шлемом задевает.

Святогор тот познал много мудрости, сам путь к небесному царству проведал. Взгромоздил гору на гору и поднялся на небосвод. Прошел по звездной дороге к самому трону Всевышнего. И сказал Тот ему:

- Ладно, исполню любое твое желание, не проси лишь царства небесного и Ирия святого!

И тогда Святогор попросил сделать его сильнее и мудрее всех богов и духов, всех сынов Сварога.

Исполнил желание Святогора Всевышний, но сказал ему:

- Хорошо, ты будешь сильнее всех сынов Сварога, но тебя пересилит Камень! Будешь ты мудрее всех богов, но от хитрости человечьей не убережешься!

Очень удивился Святогор, ибо он, Сын Матери-Сырой-Земли, не боялся камней. Не страшился он и хитрости людской, ибо почитал себя умнее любого из людей.

А в это время на земле родился человек – Иван. Поговаривали, что он был сыном Деваны и внуком Перуна. Вырос Ваня и узнал, что у Святогора есть прекрасная дочь – Мария. И тогда явился Иван к Святогору и стал просить руки Марии. Рассердился Святогор, ибо до сей поры, ни один простой смертный еще не женился на богине. И сказал он Ивану:

- Давай сделаем так. Ты будешь прятаться от меня три раза, если сумеешь – твоею будет Мария. А не сумеешь, не прогневись, голову потеряешь.

Ваня обернулся лиственницей и встал в лесу, но нашел его Святогор. Тогда он обернулся звездою и спрятался среди звезд на небе, но и тут его Святогор отыскал. Не мог Иван скрыться от Святогора, ибо имел Святогор Вещенскую книгу, которая ему все рассказывала. И тогда Иван позвал птицу Гамаюн и спросил ее, как спрятаться от Святогора. И Гамаюн дала ему три волшебных перышка. Ваня помахал волшебными перьями над Вещенской книгой и приказал ей молчать, а потом обернулся кольцом на руке своей суженой – Марии.

Не смог найти Святогор Ваню и в досаде сжег Вещенскую книгу, а потом обвенчал Ваню и Марию”.

- Вот так-то, друзья мои! – заключил Геннадий и посмотрел в сторону внимательно слушающих былину американцев.

- И где же теперь Святогор? – спросил Ричард.

- Как где? Там, где нас нет… - ответил Геннадий и продолжил:

“- Едет как-то Святогор на своем богатырском коне. Думает, куда бы силу применить. Заключена она в нем как в душной темнице, день ото дня все прибывает, а девать ее некуда: нет на земле богатыря подстать Святогору, не с кем силушкой померяться.

“По моей по силе богатырской я бы всю Землю поднял” – изрек однажды Святогор и отправился тягу земную искать: решил самой Матери-Сырой-Земле показать мощь свою.

Едет, смотрит, мужик поле пашет. Да так быстро и ловко пашет, что успеть за ним Святогор не может. Легко так управляется, сохой дубы в межу складывает. Скачет за ним Святогор, не поспевает. Закричал:

- Стой, мужик!

Остановил коня пахарь. Посмотрел недовольно на Святогора. Подумал: “Кто это работать мешает?”

Подъехал к мужику Святогор. Спрашивает.

- Кто такой будешь?

- Микула Селянинович, - отвечает мужик. - А ты, я вижу, - Святогор. Что в краях наших алтайских ищешь?

- Да, Святогор. А ищу я случай, как бы Матери – Земле силу свою богатырскую показать. Саму Землю бы поднял, да ухватить не за что. Тягу не найду.
- А! – сказал Микула. Снял с плеча и бросил к ногам Святогора котомку свою. – Подними, богатырь!

Сначала Святогор ткнул ее перстом пренебрежительно, однако не смог сдвинуть с места. Схватился за нее богатырь одной рукой – напрасно. Слез с коня, ухватил котомку двумя руками, натужился так, что кровь из глаз пошла – а поднял сумку всего на волос, сам же по пояс в сыру землю угряз.

- Что в котомке у тебя, Селянинович, понатолкано?

Вытер Микула пот со лба и отвечает:

- Тяга Земная и Камешек Черный упрятан. Не всякому богатырю ноша эта по плечу будет. Лишь пахарь ее одолеть может.

В легенде, про случай этот, так сказано:

“Слезает Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обема руками,
Поднял сумочку повыше колен:
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет.
Где Святогор угряз, тут и встать не мог.
Тут ему и было кончение”.

- Вот так-то, друзья мои, не знал Святогор закона Ньютоновского. Не знал, что всякому действию всегда есть такое же противодействие. Всю свою богатырскую силу на себя и применил. А Микула-то Селянинович еще за тысячу лет до англичанина закон тот знал и применял его по-своему с пользой. Сколько силы и труда в Землю-Матушку вложишь, столько и от нее Родимой получишь”.

- Ну, и где теперь тот Святогор-богатырь стоит? – ахнул Ричард.

- А кто его знает, где-то в горах на земле алтайской. Во всяком случае, мне про то неведомо.

И вот через два года после той ночной посиделки посланец Билла, Макс Оппенгеймер, привез мне в Барнаул бандероль из Америки. Сам достал из пакета фотографию памятника Святогору и сказал:

- Алекс, Билл просил показать это Геннадию и сообщить, что нашелся-таки Святогор. Стоит преспокойно в Чураевке. Видать давным-давно в Америку перебрался. Там тоже пробовал Землю поднять, да и увяз крепко-накрепко.

Запомнил, видать, сказ про Святогора американец Билл. Сильно ему тогда былина в память запала.

Вот и вся история про Святогор-памятник, фотографию которого Вы сейчас, может быть, и рассматриваете. Уж не Георгий ли Гребенщиков – наш Микула Селянинович - в американской Чураевке Святогору остановку удумал? Кто знает? Кто расскажет? Во всяком случае, остается для меня неизвестной и история памятника, и ваятель его Владимир Успенский.

А Святогор и по сию пору стоит недалеко от часовенки Сергия Радонежского, в штате Коннектикут, в русско-американской деревне Чураевке. Угряз в Землю по пояс, выбраться не может. Крепко держит его Земля-Матушка, не американская, не русская, а человеческая.

Hosted by uCoz