Н.К. РЕРИХ НА АЛТАЕ

Посещение Алтая было обязательным этапом Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Посещение Алтая было обязательным этапом Центрально-Азиатской экспедиции Н. Рериха. Кроме художественных целей, задачей поездки было изучение следов переселения народов, каменного века, культуры кочевников жизни современных жителей Алтая - алтайцев и русских переселенцев фольклора, народного искусства, медицины, образования, изыскания геологические, ботанические, лингвистические, этнографические. Н. Рериха привлекала возможность видеть здесь как бы картины жизни крестьян допетровской Руси среди сохраненных традиций быта старообрядцев.

После Индии, Ладака, Хотана, Джунгарии, посещения Москвы, Н. Рерих направился в Новосибирск, оттуда водным путем вверх по Оби в Барнаул и Бийск, куда прибыл 30 июля 1926 г. 31 июля отправились на 4-х подводах и верхом в Усть-Коксинский район. С
Н. Рерихом, кроме членов его семьи , был ряд сотрудников. Шли через села Красный Яр, Алтайское, Баранчи, Таурак, Мариинское, Черный Ануй, Муту, Усть-Кан, Кырлык, Абай, Юстик, Усть-Коксу. 7 июля прибыли в Верхний Уймон. Остановились в доме знаменитого в тех местах проводника Варфоломея Семеновича Атаманова. Разместились на втором это же дома в горнице.

Ежедневно Рерихи с сотрудниками по утрам разъезжались в окрестные горы, собирали интересующие материалы, посещали хозяйственные и культурные учреждения. Затем работали дома. Во всех поездках Н. Рерих писал этюды. Величественную вершину Алтая Белуху писал с Теректинского хребта, с южных подступов у истока Катуни. Этюд оттуда теперь хранится в Лувре. Писал этюды даже на ходу лошади на прикрепленном к седлу этюднике. Один такой этюд теперь хранится в Алтайском краевом краеведческом музее. Художник был у могилы героев красноармейского отряда Петра Сухова. Обнаружив, что на показанной ему на Околе братской могиле 11 расстрелянных красных партизан нет никакого памятного знака, Н. Рерих нашел плоский камень наподобие могильной плиты, и своими красками сделал на нем надпись, указав, кто здесь похоронен и фамилии их, этим положив начало пониманию увековечения памяти погибших в Революции и Гражданской войне.

Дома в комнате художника все стены были увешаны этюдами. В импровизированной мастерской Н. Рерих начал картину об Алтае “Сосуд нерасплесканный”. Писал этюды местных жителей в типичных старорусских нарядах, алтайские юрты. В последствии об Алтае он написал ряд картин: “Ойрот. Алтай”, (1925), “Подземный народ”,(1929-1930), “Клад захороненный”, (1938), “Святогор”, (1938), “Богатыри проснулись”, (1940), “Ковка меча”, (1942), “Победа”, (1942), “Танг-Ла” и многие другие. Последняя неоконченная картина художника “Приказ Учителя”, (1947) тоже посвящены теме Алтая. Алтаю посвящена глава в книге-дневнике “Алтай Гималаи”, написанная на месте, в книге “Сердце Азии”, где художник дает высокую оценку природе, богатствам недр, красоте, перспективе будущего развития края. Там же описаны В.С. Атаманов, хлебороб, проводник, врач, селекционер, его сестра Агафья Атаманова, художница, раскрашивающая дома сельчан как внутри так и снаружи, сочиняющая песни, частушки.

В этом доме состоялась встреча Н. Рериха с новосибирской художницей Натальей Николаевной Нагорской (род. 1894 г.), собирающей и зарисовывающей народное искусство по заданию Новосибирского краеведческого музея, здесь к Н. Рериху пришел со своей экспедицией инженер-геолог из Ленинграда Падуров, в дом к Рериху приходили многие местные жители.

Экспедиция Н. Рериха в результате своей работы внесла Советскому Правительству предложение об экономическом развитии района - строительство рудников, завода, железной дороги, города.

В журнале “Сибирские Огни” во втором номере за 1927 год опубликована статья Г. Гребенщикова “Николай Рерих”, дающая сведения о его творчестве и пребывании на Алтае.

В обратный путь Н. Рерих со спутниками отправился 19 августа с проводником В.С. Артамоновым. Шла лучшей дорогой - через Черный Ануй, Туманово, Матвеевку, Карпово, Солоновку до Бийска. Оттуда пароходом следовали до Барнаула, Новосибирска и далее по железной дороге в Бурятскую АССР и Монголию.

Алтай для Н. Рериха имел несравненно большее значение чем этап экспедиции. Он - центр между четырьмя океанами, коридор переселения народов, здесь следы высоких древних культур, богатый каменный век, эпос и народное творчество, природные ресурсы, ценные ископаемые, целинные земли, возможность широкого развития. Алтай стал для Н. Рериха символом новой, Советской России и связующим звеном между СССР и Индией. Планы вернуться после длительной экспедиции в Советский Союз были планами поселиться на Алтае. Картины, книги, выступления, письма Н. Рериха прославили Алтай во всем мире. Художник завещал свое творчество советскому народу и часть картин “Городу, близлежащему к Алтаю”. Художник умер 13 декабря 1947 г. в Индии, в Кулу. На месте кремации его возведен памятный камень.

Дом построен в конце 19 века по проекту В.С. Атаманова и возведен силами его семьи. Дом был двухэтажным, шести стенным. К улице дом обращен южным фасадом с 8-ю окнами. Одна комната на нижнем этаже, справа, была без окон, использовалась как кладовая. Вход в дом был со двора, с севера. Сени, на несколько ступенек заглубленные в землю, вели в просторную кухню с большой русской печью, столом, лавками. Дверь налево из кухни вела в спальню, а из нее в кладовую. На второй этаж вела деревянная крутая лестница, попадалась в зарешеченную вертикальными рейками открытую веранду, оттуда в коридор. Здесь стоял деревянный диван, дверь направо вела в горницу, где предоставлялось место для гостей. Здесь жила семья Рериха. Там была кровать, диван, стол, лавки, сундук. На стене висела картина знаменитого алтайского художника Григория Ивановича Гуркина (1872-1937), изображающая алтайца, переходящего по тонкой жердочке горную реку. Налево от коридора располагалась рабочая комната - “больница”, где
В.С. Атаманов готовил лекарства, лечил сельчан. Кровля дома была досчатая, четырехскатная. Подвала не было. Внутри здание было украшено традиционными травчатыми росписями. В одной комнате на стене написана красная чаша. Уже в те годы дом считался значительным.

Во дворе усадьбы стояла изба, амбары, сарай, избушка, баня, колодец. Двор был обнесен забором с воротами. За оградой начинались луга, разливы реки Катуни и открывался вид на широкую долину и Теректинский хребет.

Дом в 50-ые годы был перестроен. Нижняя, ветхая его часть была снесена, верхняя часть оставлена. Дом стал одноэтажным. Но мемориальная комната, где жил Н. Рерих, и прилегающие помещения сохранились.

В бытность Н. Рериха в доме жила семья В.С. Атаманова: сыновья Трифон, Симон, дочь Агафья с сыном Иваном, старший сын Прокопий с женой Марьяной и дочерьми Ксеньей, Татьяной, Ольгой. Во дворе, в избе, жил сын Василий с семьей. В 1933 г. дом был передан государству, использовался как больница, затем как детский сад, недолго - как колхозная контора, потом - жилой дом рабочих совхоза.

В 1974 г. на доме была торжественно открыта мемориальная доска с надписью:

“Здесь жил и работал в 1926 году известный русский художник Николай Константинович Рерих”.

Автор бронзового барельефа Н. Рериха на мемориальной доске скульптор Игорь Викторович Васильев (род. 1940, Рига), автор мемориальной доски скульптор Василий Федорович Рублев (род. 1937, Барнаул). в 1978 г. дом взят на государственную охрану.

Илзе Рихардовна Рудзите

“Культурное наследие Алтая”

(изд. АГУ, Барнаул, 1992 г.).

Hosted by uCoz