К проблеме прообраза вождя старообрядцев
Фирса Платоновича Чураева в романе Г.Д. Гребенщикова "Братья".

С.С.Царегородцева
Восточно-Казахстанский госуниверситет,
г.Усть-Каменогорск.

В середине 19 века старообрядчество стало предметом активного изучения областников: Потанина Г.Н, Ядринцева Н.М, Наумова Н.И. В 10-е годы 20 века их научные изыскания продолжили молодые областники, связавшие свою жизнь и творчество с Сибирью, Г.Д. Гребенщиков и А.Е. Новоселов. По поручению Русского географического общества Г.Д. Гребенщиков и А.Е. Новоселов предприняли несколько поездок на Алтай, изучая жизнь и быт старообрядцев, и оставили после себя этнографические очерки и художественные произведения.

Наиболее значительным из них является эпопея Г.Д Гребенщикова "Чураевы"; которая до сих пор не только недостаточно изучена, но и полностью не издана. Цель данной статьи - проанализировать сведения о прототипах главного героя первой части эпопеи "Братья "- Фирса Платоновича Чураева.

Г.Гребенщиков завершает работу над первым томом "Чураевых" в 1916 году. Материалом для книги послужили детские впечатления автора, родившегося в селе Николаевский рудник Томской губернии, а также поездки на Алтай летом 1909, 1910, 1911 года “с целью этнографических изысканий”.

Поездки на Алтай оказались необыкновенно плодотворными для начинающего писателя. Этнографический материал, собранный в них, послужил основой для его художественного творчества, как на родине, так и в эмиграции.

Н. Яновский назвал эти поездки самыми крупными событиями в жизни Г.Д. Гребенщикова этого периода. Хотя в его жизни не все гладко. Осенью 1908 года Гребенщиков работает редактором газеты "Омское Слово", которую весной закрывают, а Гребенщиков и издатель оказываются в тюрьме. После освобождения, по совету Г. Потанина, он уезжает подальше от полицейского надзора, путь его лежит на Бухтарму. В автобиографии он напишет: "Лето (1909 года) я проскитался по Алтаю". Что мы знаем об этом лете?

В это время Г. Гребенщиков переводит поэму Густава Зелинского "Киргиз" на русский язык при помощи друга - поляка. Он общается с интеллигенцией города Усть-Каменогорска, семьями Панкратьевых, Горшковых, Белослюдовых (Виктор Белослюдов станет одним из иллюстраторов поэмы "Киргиз", изданной в Томске в 1910 году). Собирая материал, Г.Д.Гребенщиков интересуется не только этнографией, но и людьми, своими земляками, их настоящим и прошлым, знакомится с семейными архивами, перепиской. А результатом этих исследований станут лекции, прочитанные в Сибирском собрании г. Петербурга и в различных городах Сибири. Так в архиве г.Усть-Каменогорска хранится программа лекции Г.Д. Гребенщикова " Алтайская Русь", которая состоялась в г. Томске 15 марта 1915 года и приводится ее подробный план:

1- е

Историческая справка о русском расколе. Протопоп Аввакум. Ермак и охочие люди. Заводы Демидова и Колыванское наместничество. Старая пограничная линия от Бийского острова. "Камень". Беглые и пустыножители. "Беловодье". Указ Императрицы Екатерины Второй о прощении беглых. Бухтарминский архив. Допросы беглых. Преданья и рассказы стариков. Ясашные.

2 - е

Бытовые черты Бухтарминцев и Уймонцев. Староверье. Брак, семья и школа. Жизнь и промыслы ясашных. Мараловодство. Алтайская ярмарка. Язык. Пословицы. Поверья. Сказки. Песни. Духовные стихи. Алтайская Русь.[1]

Лекция сопровождалась иллюстрированием исторических картин и фотографических снимков на экране, ее план говорит о глубоком и системном изучении старообрядчества. Лекция была благотворительной, ее распорядители - профессор Томского государственного университета Н.Н.Топорков и помощник директора Сибирских Высших Женских Курсов М.Е. Карпенко - Брюханова.

Столь представительный уровень распорядителей лекции свидетельствует о несомненном признании Г.Д. Гребенщикова в ученой среде. В первом томе "Профессора ТГУ" о Н.Н Топоркове говорится: “г.Топорков читает курс судебной психопаталогии на юридическом факультете. Его лекции отличались живостью, оригинальностью, всегда привлекали большое количество слушателей”[2] с.261

Профессор Н.Н. Топорков жил и преподавал в Томске с 1907 по 1920 год, несомненно, что он общался с Г.Д. Гребенщиковым.

Лекция "Алтайская Русь", построена на основе одноименного очерка. Таких зарисовок, статей, очерков было написано Г.Д. Гребенщиковым около двадцати. "Алтайская газета" с декабря 1910 по февраль 1911 года поместила пятнадцать из них под общим заголовком "В уголках Алтая". Это "Тюдрала", “В Ульбинских порогах", "Басаргинский водопад", "Рахмановские ключи" и другие. Эти названия говорят о том, как много ездил Гребенщиков, сколько повидал, со сколькими людьми встречался. Одним из самых значимых этнографических очерков этого периода является "Река Уба и Убинские люди", название которого подчеркивает интересе к людям этого региона. Г.Гребенщиков встречается и проводит много времени в беседах со старообрядцами. В деревне Выдриха он выделяет вождей старообрядчества: Сухоруковых, Егоровых и особенно Александра Платоновича Фирсова.

Образы старообрядцев часто встречаются в рассказах и повестях 1910-1915 годов ("В поселке", "Выборы", "Лесные короли", "Колдунья", "Убежище") и занимают центральное место в первой части эпопеи "Братья", все события которой почти целиком разворачивается в Чураевке: " На крутом берегу, на небольшой поляне, среди лиственниц раскинулась Чураевка. Кое-где над избами клубится дым, окрашенный восходом, и новый дом Чураева стоит посреди всех других, как церковь: высок, красив, богат".[3] ,с.11.

У Чураевых большое хозяйство: пашни, пасеки, маральник. Они торгуют, сплавляя на плотах в город рожь, овес, масло, мед, пушнину, гусиное перо. " Богатой данью города от сытых горных деревень" [4] , с.13 называет это Г.Д.Гребенщиков.

Глава чураевского рода Фирс Платонович любуется отлаженной жизнью своей деревни. Ему 65 лет, он крепок, сам много работает. В Чураевке он начетчик, брачует , отпевает, улаживает споры сельчан.Это сильная личность, "вождь старообрядчества".

Однако, в 50-е годы, работая над автобиографической повестью "Егоркина жизнь", Г.Д.Гребенщиков прообразом Ф.П. Чураева называет священника из родных мест Петра Серебренникова.

В 90-х годах 19 века подпись отца Петра часто встречается в Метрических книгах Николаевской церкви села Николаевский рудник. Например, 11 февраля 1896 года он крестит Дмитрия Печуркина (отец Федор Васильевич, мать Ирина Григорьевна). Со Степаном Федоровичем Печуркиным будет переписываться Григорий Дмитриевич Гребенщиков из Америки, вспоминая его мать, которая когда-то была добра к нему. За эту переписку с белоэмигрантом Ст. Ф. Печуркин в 30-е годы получит срок и из лагеря не вернется.

О священнике П.В. Серебренникове ГД Гребенщиков вспоминает в “Егоркиной Жизни”:

“...Крепость духа дал мне наш сельский батюшка, отец Петр Викторович Серебрянников, прообраз Фирса Чураева.. Гребенщиков продолжает, что о нем можно бы написать большие книги, а я не удосужился. Впрочем, об отце Петре написал рассказ “Отец Порфирий”, вошедший в первый том книги “В Просторах Сибири”. Отец Петр читал его еще в Барнауле, смеялся и плакал. А потом сказал:

- Вот когда тебе будет лет сорок, только тогда ты поймешь жизнь и зачнешь писать, как надобно…

Был тогда уже отец Петр старенький, в отставке, но служил во вновь открытом женском монастыре близ Барнаула” [5] , с. 182.

Трудно представить более разных людей, чем Отец Порфирий и Фирс Чураев . Ф. Чураев – уверен в себе, он крепко держит в своих руках отлаженное хозяйство, да и всю округу. И Отец Порфирий – православный священник, пьющий человек, которого сельчане не особенно празднуют, его взрослые дети не обучены грамоте, семья почти нищенствует.

Возможно, дело в том, что послесловие к “Егоркиной жизни” написано лет через сорок после создания рассказа "Отец Порфирий"(1913), когда Г.Д. Гребенщиков уже знал о репрессиях в СССР, о судьбе его родных и знакомых, которые были репрессированы. Все лица, указанные в послесловии к “Егоркиной жизни”, к тому времени уже умерли, но были живы их дети и внуки. Знал, возможно, писатель и том, что монастырь около Барнаула, в котором жил П. Серебренников, стал тюрьмой.

Поэтому Г.Д. Гребенщиков не раскрывает имена настоящих прототипов главного героя первой книги эпопеи "Чураевы". Несомненно, что один из основных - Александр Платонович Фирсов (1852-1934). Сравним имена: Фирс Платонович Чураев и Александр Платонович Фирсов. Случайно ли такое совпадение? Г.Д. Гребенщиков хорошо знал А.П. Фирсова, живущего рядом, в Выдрихе. В этнографическом очерке "Река Уба и Убинские люди" именно А.П. Фирсова он назовет "вождем старообрядчества" и приводит интересные сведения о нем. У Фирсова два сына, оба почти по-европейски воспитаны, бывают в Москве и ведут крупные торговые дела своего отца, но во всем спрашивают у своего отца, который грамоте научился после 30 лет своего возраста и теперь грамотен и сведущ настолько, что по своим судебным делам с крестьянами выступает в качестве собственного юрисконсульта и не без должной эрудиции.

Когда он был старшиною, то часто составлял бумаги на имя высшего начальства, к которому, кстати сказать, относится и до сих пор очень почтительно и оно всегда находит в его обширном доме радушный и умелый прием. Его жена и снохи носят сарафаны, и вообще режим в его доме таков, что когда одна из снох пала жертвой соблазна в отсутствии своего мужа, бывшего в солдатах, то должна была искупить свой грех тем, что наложила на себя руки... Но мы не ставим такую патриархальность, как образец крестьянского семейного уклада, а напротив, как исключение, ибо А.П. Фирсов богатей не от трудов своих, а от чисто промышленных торговых оборотов, что несомненно стоит в связи с неизбежной эксплуатацией местного населения, среди которого А.П., хотя и пользуется почетом, но не пользуется любовью[6].

Одобрение своих родных, соседей, односельчан всегда будет важно писателю Г.Д.Гребенщикову, он часто будет присылать в родную деревню вырезки из газет со статьями о своем творчестве, программы лекций, изданные в США книги и журналы. В 20-е годы переписку с ним будет поддерживать и Даниил Александрович Фирсов (сын А.П. Фирсова)" В 1926 году … в коммуну "Зарница", на Николаевский рудник, пришла посылка с изданным в США журналом "Зарница". На обложке - портрет Георгия Дмитриевича Гребенщикова, а в журнале - итоги 20 - летней литературной деятельности писателя. В посылку было вложено письмо с дружескими пожеланиями и "деньги на развитие". Посылку получил мой дед, Даниил Платонович, и позднее рассказал о ней моему отцу. Для какого "развития": то ли для избачей на книги, то ли для строительства - отец забыл. Деньги, небольшие сувениры (до 1928 года) приходили часто. Потом все оборвалось. Время наступило смутное и даже собственноручную надпись Георгия Гребенщикова на его фотографии пришлось стереть. Об этом очень сожалел отец, когда в 1985 году отправлял ее Марку Юдалевичу, алтайскому писателю и краеведу, который вел тогда на телевидении цикл передач об истории нашего города Барнаула” [7] , с.24

Неоднозначно относились в родном селе к А.П. Фирсову, такое же неоднозначное отношение будет и к Ф.П. Чураеву в романе Г.Д. Гребенщикова как со стороны сельчан, так и со стороны его любимого сына, надежды всей семьи, Василия Чураева. Есть предположение и о том, что знакомство с Г.Д. Гребенщиковым с А.П. Фирсовым было далеко не эпизодическим, и не ограничивалось посещением во время его этнографической экспедиции. Правнук А.Б. Фирсова Александр Борисович вспоминает:" В Выдрихе мой прадед, А.П. Фирсов, начал свою деятельность с заготовки и торговли лесом. Выстроил мельницу, молоканку, на берегу Убы оборудовал маралий загон. Завел большую пасеку и торговал медом. На свои средства построил в селе школу. Красивое кирпичное здание было добротно сложено, рассчитано на века." [8], с. 16.

А.П. Фирсов поддерживал в мальчишке Георгии Гребенщикове тягу к знаниям. Как гласит семейное предание, в семью Фирсовых убежал Гера (так называли Георгия по-домашнему) после неудачи с поступлением в Семипалатинскую фельдшерскую школу, не выдержав насмешек домашних и соседей .Александр Платонович сообщил отцу мальчика, а тот дал согласие на проживание не слишком приспособленного к деревенским заботам сына в семье Фирсовых. Насмешки и непонимание земляков сполна испытает и главный герой эпопеи Василий Чураев…

Образ Ф.П.Чураева был сформирован и под влиянием такой личности как Иван Федотович Егоров из Убы, который по словам Г.Д. Гребенщикова был "один из наиболее твердых и предприимчивых раскольников". Такие его черты как внутренняя сила, умение убеждать, твердость в вере, хозяйственность будут присущи и Ф.П.Чураеву. Именно Егоров посылает своего сына Нифантия на поиски истинной веры Христовой. Двадцатилетний юноша отправляется на поиски, долго скитается по Сибирской тайге и где-то на реке Яе знакомится со старообрядческим семейством Нифантовых. Долго живет у них, усваивая суть их веры, обычаи и традиции. С этим святым багажом Нифантий возвращается, и отец в тот же месяц шлет всех своих сыновей в разные концы Убы и даже на р.Алей с вестью, чтобы все старообрядцы, желающие объединиться в истинной вере, собрались в с.Бобровское, где в то время жили самые крепкие староверы. Г.Д.Гребенщиков не может воздержаться от восхищения, описывая их съезд: “И вот на завтра со всех концов Убы и Алея верхами мчатся угрюмые седобородые христиане, причем из одной только Гилевой, что на Алее, выехало около шестидесяти всадников и проехало больше ста верст в одну ночь”[9]

Однако, первый духовный собор староверов не приемлет новую веру Егорова. Второй съезд тоже окажется неудачным, но Егорова не останавливают ни первая, ни вторая неудача убедить староверов. Третий собор Егоров устраивает в деревне Гилевой. После долгих споров он убеждается, что не находит поддержки большинства. Тогда он при тысячном стечении народа единолично и собственноручно крестится в р.Алее и первый принимает веру, которую привез его сын с р.Яи.

Таким образом, создавая образ главного героя первой части эпопеи Ф.П.Чураева, Г.Д.Гребенщиков использует богатейший духовный опыт общения и наблюдения за жизнью старообрядцев и имеет ввиду, прежде всего две основные фигуры:" вождя старообрядчества " из с. Выдриха А.П. Фирсова и старообрядческого начетчика из Убы И.Е. Егорова.

Встреча с И.Е. Егоровом определяет не только образ Ф.П. Чураева, но и основную сюжетную линию всей эпопеи - выполнение сыном духовного завещания отца , отыскать и защитить истинную веру.

Литература.

  1. ГАВКО, фонд № 132, опись № 1, дело № 57.
  2. Профессора ТГУ. - Томск , 1999.
  3. “Чураевы”.- Иркутск, 1991
  4. там же
  5. “Егоркина Жизнь”.- Славянская типография. Southbery, 1966
  6. “Река Уба и Убинские люди”//Алтайский сборник, Барнаул, 1912
  7. А.Б. Фирсов "Барнаул и барнаульцы". - Барнаул, 2001
  8. там же.
  9. “Река Уба и Убинские люди”//Алтайский сборник, Барнаул, 1912
Hosted by uCoz