о музееновостишедеврыколлекцияпубликацииэкспозицииприглашение
  • Г.Д.Гребенщиков.
  • Н.К.Рерих.
    Г.Д.Гребенщиков.
    Основу предлагаемой экспозиции "Деятели мировой культуры на Алтае. Г.Д.Гребенщиков." составили материалы, поступившие в Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая в 1991-1999 гг. из США при посредничестве Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Личный фонд Г.Д.Гребенщикова в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая насчитывает 2096 единиц хранения.
    Главной целью экспозиции является популяризация имени сибирского писателя на его малой Родине, на Алтае, через знакомство с биографией, мировоззрением, литературным творчеством.
    Десятилетиями Г.Д.Гребенщиков оставался для отечественного читателя "персоной нон грата". Вместе с тем Георгий Дмитриевич - талантливый писатель, почетный доктор философии, профессор литературы, почетный член Академии наук и искусств Испании и Мексики, обладатель множества литературных премий различных стран мира.
    Родился Г.Д.Гребенщиков в апреле 1883 г. в селе Николаевский рудник, недалеко от села Шемонаиха, входившего в состав Алтайского горного округа (ныне Восточно-Казахстанская область), в многодетной семье горнорабочего.
    Началом литературной деятельности Георгий Дмитриевич считал 1906 г., первым произведением - рассказ "Васюткин праздник".
    С 1908 г. сотрудничал с некоторыми достаточно известными сибирскими периодическими изданиями, Обществом изучения Сибири (Томск), где познакомился с Г.Н.Потаниным.
    С февраля 1912 г. по май 1913 г. работал редактором барнаульской газеты "Жизнь Алтая", руководил её литературно-художественным отделом.
    Автор таких произведений данного периода, как историко-этнографических очерков "Река Уба и убинские люди" (1912), "Алтайская Русь" (1914), очерка "Письма к друзьям", двухтомного сборника рассказов "В просторах Сибири" (1912-1913), повести "Ханство Батырбека" (1913) и т.д.
    С начала 1916 г. Георгий Дмитриевич в действующей армии, в составе 2-го сибирского врачебно-питательного отряда. В это же время состоял военным корреспондентом московских "Русских ведомостей".
    Октябрьскую революцию в России не принял, в результате чего покинул страну осенью 1920 г. вместе с эвакуированными из Крыма войсками Врангеля.
    Эмигрантский период жизни Георгия Дмитриевича в Европе характеризуется тесными знакомствами со многими выдающимися деятелями культуры: Н.К.Рерихом, Ф.И.Шаляпиным, А.Ремизовым, К.Бальмонтом и др. Здесь же опубликовал 1 том романа "Чураевы", написанный ещё в России, 6-томное собрание сочинений (1922-1923) и др.
    В 1924 г. переехал в США, где в штате Коннектикут, на приобретенной земле у сына Л.Толстого - Ильи, основал село Чураевку. Регулярными посетителями Чураевки были пианист и композитор С.Рахманинов, хореограф М.Фокин, актёр и театральный продюсер М.Чехов, промышленник и изобретатель в области вертолетостроении И.Сикорский и др. Совместно с Н.К.Рерихом создал книжное издательство "Алатас", где вышли в свет 7 томов романа "Чураевы", "Былина о Микуле Буяновиче", "Гонец. Письма с Помперага" и др.
    В конце 30-х годов поселился в г. Лэйкленд (США, шт.Флорида). Преподавал в местном колледже русскую литературу, присвоено звание профессора.
    Умер Георгий Дмитриевич в январе 1964 г., похоронен на старом кладбище г. Лэйкленда.
    Село Чураевка внесено в регистр национальных памятников США. Разделы экспозиций содержат материалы, иллюстрирующие сибирский период жизни и творчества Г.Д.Гребенщикова (1883-1914);его работу в редакции барнаульской газеты "Жизнь Алтая" (февраль 1912-май 1913); писательскую и общественную деятельности за рубежом (1920-1964)
    В экспозиции представлены:
  • рукописи неопубликованного произведения "Моя Сибирь", писем не вошедших в издание книги "Гонец. Письма с Помперага";
  • черновики из рабочего архива писателя; редкие прижизненные издания, вышедшие в США ("Чураевы" 6 томов, "Гонец. Письма с Помперага", "Былина о Микуле Буяновиче" и др.);
  • эпистолярное наследие (переписка с Ф.И.Шаляпиным, К.Симоновым, В.К.Рерихом (брат Н.К.Рериха) и др.)
  • материалы научно-просветительской деятельности Общества изучения Сибири (Томск);
  • документы о деятельности книжного издательства "Алатас";
  • периодические издания с произведениями Г.Д.Гребенщикова, в т.ч. номера журнала "Зарница" (Россия, США. 1912-1938);
  • программки с анонсами лекций, проводимых писателем в США.
    Ценные экспонаты экспозиции:
  • Письмо Ф.И.Шаляпина к писателю Г.Д.Гребенщикову. 14 декабря 1925 г. Представляет интерес как автограф великого русского артиста, а также как свидетельство его близкого знакомства с сибирским писателем-эмигрантом Г.Д.Гребенщиковым.
  • Г.Д.Гребенщиков. Рукопись книги "Моя Сибирь" с рабочими записями. 1920-1930-е г.
    Подлинные работы: "Сибирь и её прошлое", "Природа и люди Сибири", "Хозяйство и богатства Сибири и Алтая", "Хан-Алтай" являются частями значительного историко-публицистического произведения "Моя Сибирь". Книга, над которой писатель работал с начала 1920-х годов до конца 1930-х годов, не была опубликована. До начала 1990-х годов считалось, что рукопись великого труда утеряна. И только в 1997 г., когда в музей пришла очередная партия архива Г.Д.Гребенщикова из Музея Н.К.Рериха (Нью-Йорк), в числе бесценных памятников русского зарубежья была обнаружена и эта историческая ценность. В ней нашли яркое выражение размышления писателя о судьбе его сибирской родины.

    Н.К.Рерих
    В 1980-1990-е годы в Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая поступили материалы от частных лиц: Р.А.Григорьевой (Москва), З.Фосдик, К.Кэмпбелл (США), Г.Рудзите (Рига), И.Рудзите (Барнаул), Л.Р.Цесюлевич (Барнаул), Н.Спириной (Новосибирск) и др., положившие основание личному фонду: "Семья Н.К.Рериха". В настоящее время фонд насчитывает более 2,5 тысяч единиц хранения.
    Цель предлагаемой экспозиции - отдать дань памяти и уважения Н.К. Рериху (1874-1947) - выдающемуся русскому художнику, мыслителю, общественному деятелю, автору Пакта Мира.
    Н.К.Рерих, с детства увлеченный историей, литературой, географией, претворил в жизнь свою мечту о путешествии в страны Востока в 1920-е годы. Пять лет(1923-1928) продолжалась научно-художественная экспедиция в Центральную Азию, где было пройдено тридцать пять высочайших горных перевалов, покорены пустыни Монголии, Китая.
    Летом 1926 г. члены экспедиции побывали на Алтае. Алтай произвел на Рериха неизгладимое впечатление. "Алтай, - писал Рерих, - является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной всей Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию".
    Знамя Мира
    В 1929 г. разработал Пакт Мира (Пакт по охране и защите культурных ценностей во время войны). Именно он был положен в основу "Международной конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов", принятой и одобренной ООН в 1954 г. В Нью-Йорке основал Институт объединенных искусств (1921) и музей (1923), а в долине Кулу (Индия) научно-исследовательский институт Гималайских исследований "Урусвати" (1928).
    Оставил ценнейшее литературно-художественное наследие: около 7000 картин, эскизов и рисунков, 27 книг.
    Разделы экспозиции воспроизводят основные этапы жизни и творчества семьи Рерихов:
  • период жизни Н.К.Рериха в России (1874-1916);
  • Центрально-Азиатская экспедиция (1923-1928), пребывание на Алтае;
  • создание научно-исследовательского института "Урусвати". Пакт Мира.
    В экспозиции представлены:
  • подлинные рисунки Н.К.Рериха, его сыновей Юрия и Святослава;
  • материалы Центрально-Азиатской экспедиции (переписка с З.Фосдик, фотографии, в т.ч. Знамя Мира)
  • личные вещи семьи (одежда, обувь, фрагмент фамильного столового сервиза и др.)
  • редкие прижизненные издания литературных трудов Н.К.Рериха;
  • документы о деятельности организаций, связанных с именем Н.К.Рериха на английском языке.
    Ценные экспонаты экспозиции:
  • Сервиз столовый (фрагмент). Фарфор. Индивидуальное производство. Германия. XIX в.
    Фрагмент фамильного сервиза семьи Рерихов состоит из четырёх предметов: двух тарелок, подсоусника и соусницы. Музею предметы были подарены Людмилой Степановной Митусовой, племянницей Елены Ивановны Рерих. В семье Митусовых сервиз находился с 1920-х годов. По рассказам Людмилы Степановны он был очень большой, на множество персон. Значительная его часть была обменена ими на продукты питания в ленинградскую блокаду.
  • Знамя Мира.
    Было предложено Н.К.Рерихом как символ мира - на белом фоне внутри красной окружности 3 красных круга, олицетворяющие единство прошлого, настоящего и будущего. Знамя передано госпожой К.Кэмпбелл, президентом Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке, на первых Рериховских встречах в 1979 г. в Новосибирске Григорьевой Рените Андреевне, снявшей фильм к 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха. Р.А.Григорьева передала Знамя в личный фонд "Семья Н.К.Рериха" Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая в начале 1990-х годов.

    о музее | новости | шедевры | коллекция | публикации | экспозиции | приглашение
  • Hosted by uCoz