С.С.Царегородцева

Мотив гонца в творчестве Г.Д. Гребенщикова и Н. К. Рериха

Творчество Г.Д.Гребенщикова(1884(?) –1964)начали по-настоящему открывать только в последнее десятилетие. Наследие Н.К.Рериха (1874-1947) – предмет активных исследований уже многие годы. В начале 20 века творчество обоих было с интересом воспринято современниками.Их первые опыты оценил и благославил Л.Н.Толстой.

Оба писателя и Рерих,и Гребенщиков в двадцатые годы оказались в эмиграции, познакомились они не ранее 1923 года в Париже. К этому времени уже был опубликован первый том эпопеи “Чураевых”, и Г.Д.Гребенщиков был признанным писателем в среде русской эмиграции.

Отношения их складывались не всегда просто, но в своих духовных исканиях они были близки. В письме к Г.Д.Гребенщикову Н.К.Рерих пишет: “Шли мы и в искусстве и в жизни одним путем. Не раз отмечалось, что в искусстве от моего первого “Гонца” и до вестников самого последнего времени задание было едино. О той же правде, о том же несении добра народу мы можем мыслить и прилагать все наши неусыпные усилия на той же пашне…” (24.04.1937)(1)

Мотив гонца – сквозной в творчестве как Г.Д.Гребенщикова, так и Н.К.Рериха. Он появляется в их самых первых произведениях, варьируется, углубляется, становится доминантным метамотивом в наиболее значительных, пророческих произведениях.

Первого “Гонца” Н.К.Рерих создает в 1897 году. Это была его дипломная работа в Академии художеств. Она называлась “Гонец. Восстал род на род”. Прямо с выставки картина была приобретена П.М.Третьяковым.

Картину высоко оценил В.В.Стасов и посоветовал Н.К.Рериху поехать с ним в Москву и показать ее Л.Н.Толстому: “Гонца” Вашего никто не оценит как Толстой. Он-то сразу поймет, с какой вестью спешит Ваш “Гонец”.

Молодой художник прибыл в Ясную Поляну в сопровождении Стасова, который привез книги, Римского-Корсакова, привезшего ноты, и Гинцбурга с бронзовой статуэткой писателя. У Рериха была большая фотография с “Гонца”.

Рерих знал, что иногда, при первых знакомствах, Лев Николаевич долго смотрел в глаза человеку, а затем отходил, и больше его уже не замечал. Поэтому молодой художник очень волновался.

Однако “Гонца” Л.Н. Толстой заметил и оценил со свойственной его уму глубиной и простотой. Он сказал Рериху: “Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда Вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше – жизнь все снесет. Пусть Ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывет!”(2)

Это напутствие стало определяющим для духовных исканий Н.К.Рериха. Основная миссия его гонцов – поиск нравственных ценностей, их сбережение и передача молодым поколениям. Об этом картина “Сходятся старцы”, которая в 1898 году экспонируется в Академии художеств и, по мнению В.Верещагина, является “единственной вещью на выставке”. Эта работа продолжила серию “Начало Руси. Славяне”. В это время Н.К.Рерих увлечен историей, археологией, этнографией. И произведения этого периода написаны с большой этнографической точностью.

В 1899 году появляется “Поход”. По поводу этой работы сохранился отзыв археолога В.Свиньина, который написал Нестерову: “Здесь видно совершенно новое понимание о походе. Это не тот поход, который имеет своей целью истребление ближнего”.(2) Действительно, цель этого похода – создание контакта между людьми, налаживание связей, устранение разобщенности.

Сам Рерих тоже стремится больше узнать мир. В 1990 году он едет в город художников – Париж. Его восхищает фрески П.П. де Шаванна, посвященные святой Женевьеве, которая вдохновила защитников Парижа перед сражением с гуннами во главе с Атиллой, осадившими этот город в 5 веке. Она считается защитницей и хранительницей Парижа. Неслучайно, что и в картинах Рериха появятся женские образы спасительниц, навеянные западноевропейским искусством. Так, например, в “Держательнице мира” легко узнается образ Уты из Наумбургского собора.

После возвращения Рерих создает произведения, где по-прежнему звучит мотив гонца, особенно в таких работах, как “Заморские гости”, “Красные паруса”, “Строят ладьи”, “Славяне на Днепре” и др. Работая над ними, он как бы размышляет, – не растеряем ли мы свои духовные истоки на пройденных путях? Не ушла ли красота из жизни нашей? В картине “Зловещие” у этого мотива особенно тревожная тональность. На переднем плане картины - вороны, которые всегда считались глашатаями несчастий. У Рериха они – олицетворение самого зла. Причем в наброске они изображены на фоне древнего славянского городка, но на окончательном варианте картины Рерих убирает этот исторический фон. Исследователи его творчества считают, что это первая попытка с помощью прошлого выразить свое отношение к настоящему.

С 1906 – 1914 Рерих постоянно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Его гонцы, как вестники русской культуры, хранители русской души, покоряют Париж, Венецию, Берлин, Рим, Брюссель, Вену, Лондон. На Западе не только оценили национальный колорит картин Рериха, но поняли и универсальность мировосприятия художника.

. Э.Голлербах написал о Рерихе: “Рерих.… Это имя уже давно стало обозначать целый космос, творческой волей художника вызванный к жизни, - целый мир образов глубочайшего значения”.(2) А Л.Андреев его творческий мир очень точно назвал “державой”.

И действительно, в зрелых работах Рериха: “Бой”, “За морями земли великие”, “Поморяне. Утро”, “Поморяне. Вечер” чувствуется философский подтекст. Художник размышляет не только о судьбе своего народа, а о судьбах человеческих. Он пишет: “В твердынях залогов знания мы начинаем узнавать, что ценна не отдельная национальность. Важно не то, что сделало определенное племя, а поучительно то, что случилось на нашей великой равнине”.(3)

Накануне Первой мировой войны, в творчество Н.К.Рериха входит тема возмездия, его гонцы начинают бить тревогу. Появляются картины: “Ангел последний”, “Меч мужества”, “Зарево”, “Город обреченный”.

“Город обреченный” производит особенно большое впечатление на современников. Огромный зеленый с красным змий обвил кольцом городские стены, люди обречены, но не знают об этом и продолжают жить будничными заботами, к ним не явился гонец с предупреждением об опасности. Эта картина вызвала поэтический отклик А.Ремизова. В стихотворении, посвященному “Городу обреченному”, он написал: “Обреченный, в западнях у змия, стоял обложенный город. А еще долго никто ничего толком не знает и не чует беды – люди пили и ели, женились и выходили замуж. И когда пришел час, забили в набат, а уже никуда не уйти!”(4)

В 20-30 годах Рерих много ездит. С 1925 по 1928 предпринимает большую экспедицию по Центральной Азии с заездом в Москву, на Алтай, в Бурятию. В 1934-1935 - экспедиция в Манчжурию и Китай. С 1936 года живет в Индии.

И все эти годы интенсивно работает как художник, публицист, поэт, исследователь, борец за мир. Главная направленность деятельности Н.К.Рериха в эти годы – налаживание культурного контакта между Востоком и Западом. Из-под его кисти выходит цикл “Гималаи”. Космичность образов этого цикла говорит о прорыве в общечеловеческое содержание. Неслучайны в этих работах образы гонцов, ведущих, учителей, гуру.

Последняя, незавершенная работа художника “Приказ учителя” (1947) синтезирует мировидение Востока и Запада. Среди расступившихся на горизонте Гималайских гор можно узнать владычицу Алтая – Белуху. На переднем плане картины человек и, внезапно появившийся перед ним белый орел – символ вестника, гонца, зовущего в путь. Направление пути указывает серебряная река, ведущая к Белухе, на Родину.

Вернуться на родину Рериху не было суждено, но его гонцы: картины, книги очерков, поэзия с каждым годом становятся все более востребованными. Для прояснения основных мотивов творчества Н.К.Рериха равно значимы его живопись, проза и поэзия.

Однако, и в последних исследованиях, посвященных творчеству Н.К.Рериха, особенно мало внимания уделяется поэзии. А мотив гонца звучит во многих его стихотворных сюитах. В стихотворении “Жемчуг” он пишет:

Опять вестник.
Опять твой приказ!
И дар от тебя!
Владыко, Ты прислал мне жемчужину Твою
и повелел включить ее в мое ожерелье.(5)

Если принять во внимание картину “Жемчуг исканий”,то станет еще более ясно, что за жемчужину принес вестник – это жемчужина знания которую, человек включит в свое ожерелье познания жизни.

Что приносит вестник, с чем он приходит, – этот вопрос он ставит и в стихотворении “Улыбкой?” Этот гонец приходит с даром исцеления, он приносит наказ “лечить несчастия улыбкой”.

В своих публицистические работы Н.К.Рерих тоже вводит образы учителей, вестников, гуру. Они несут нравственные ценности человечеству, в своих учениях говорят о необходимости Красного Креста Культуры. “Когда указывают беречь культурные сокровища, - пишет Рерих, - будем это делать не ради старости, но ради молодости”(3). Многие его очерки, путевые заметки, сказки обращены к молодежи.

В духовных исканиях Рерих оказался далеко впереди своего времени, “создав такую Державу, которую нельзя никакими человеческими силами разрушить”.(6) Так написал в своей статье о Н.К.Рерихе Г.Д.Гребенщиков и назвал ее “Державой Света”.

Большую роль в формировании религиозных воззрений Н.К.Рериха и Г.Д.Гребенщикова сыграл интерес к прошлому, в котором оба выделяют образ С.Радонежского – Спасителя Руси, покровителя Алтая. Именно С.Радонежский заложил основы общины и указал, что будущее устройство жизни должно строиться на таких нравственных основах как общинность и соборность.

Жить с народом, из которого вышел, отдать ему дань своими знаниями, – этими народническими настроениями проникнута пьеса Г.Д.Гребенщикова “Сын народа”.

Это первый гонец Г.Д.Гребенщикова. Главный герой пьесы Федор - студент, который решает бросить университет, так как не видит в городской жизни ни смысла, ни цели. Он хочет вернуться в деревню, которая нуждается в разумных, образованных людях. “Ах, ты идешь спасать народ!” - смеялись над ним. Федор отвечал: “Не спасать, а спасаться. А народ спасет себя сам”.(7)

Пьеса, впервые поставленная в Усть-Каменогорске, шла в театрах Томска и Омска. Именно о ней говорил молодой писатель во время визита к Л.Н.Толстому. Г.Д.Гребенщиков вспоминал позднее: “Поспешно, кратко, но смело и твердо начал свою исповедь и, между прочим рассказал содержание пьесы “Сын народа”… И когда я заключил вместе с героем моей пьесы, что всем сынам народа надлежит вернуться в лоно сельского труда и не поддаваться соблазнам городской культуры, Лев Николаевич заметил: “Так это хорошо!” Мне показалось, что он даже оживился”. Л.Н.Толстой посоветовал начинающему писателю: “Если Вы сам крестьянин и такой энергический (он именно так и сказал это слово), то крестьяне лучше Вас послушают, нежели городских писателей”. (8)

По мнению А.А.Макарова в учении Л.Н.Толстого Г.Д.Гребенщикова особенно привлекает философия строительства культуры. Для Г.Д.Гребенщикова строительство – неотъемлемая часть его пути по жизни. Везде, где он живет, он строит. Строит дома, а если позволяет судьба, то воздвигает и часовни С.Радонежскому. Одну такую часовню он построил в Крыму, другую в Чураевке (США) в знак протеста против разрушения храма Христа Спасителя в Москве.

Чтобы строить культуру, нужны особенные усилия, нужно налаживать духовные связи между людьми, а для этого необходимо отправлять к ним гонцов.

В своих произведениях Г.Д.Гребенщиков создает “скит” русской культуры, обращаясь к своим друзьям – читателям. В 1912-1913 году он публикует цикл корреспонденций “Письма к друзьям” в газете “Жизнь Алтая”, редактором которой он являлся по рекомендации Г.Потанина. Становление начинающего писателя в этот период происходит под влиянием областнических идей “большого сибирского дедушки”. Наиболее значительное произведение Гребенщикова этого времени - “Письма к друзьям” сравнивают с “Письмами русского путешественника” Н.М.Карамзина с их “культом нежной дружбы и сердечного участия” (Черняева Н.Г.).(9) Первое послание из этого цикла называется “Под диктовку интимности”. В нем он выражает кредо своего гонца: “Мне хочется бесконечно ехать по земле из края в край, от моря до моря и внимательно все осматривать, все понять над всем задуматься”.(9) Это послание превращается в лабораторию самонаблюдения и самосовершенствования. В нем раскрывается теория читательского сотворчества, отразившая новый этап его духовного развития.

В ходе поездки Г.Д.Гребенщиков побывал в Томске, Санкт-Петербурге, Финляндии и постоянно делился своими впечатлениями с друзьями-читателями: “Я заранее радуюсь не тому, что еду в столицы, эти кипучие котлы, наполненные благами человеческого разума, а тому, что буду возвращаться оттуда, натосковавшись о родной глуши и этой простоте, но более цельной и неиспорченной жизни”.(9)

Он рад и тому, что, являясь “сыном своего полудикого Алтая”, имеет возможность “печатно беседовать с сотнями, а может и тысячами своих сородичей и земляков!” Такой гонец достигнет многих, и это вдохновляет автора. Он восхищается стилем В.Шишкова, который “способен нежно и любовно взять читательскую душу”. (9)

Гребенщиков откровенно восхищается и цивилизованной столицей: “О, я не скрою от Вас, что я испытывал чистейшее наслаждение от удобств этой звенящей и сверкающей культуры, которая ослепляла и оглушала меня, и которую я тотчас же сравнивал с дикостью и первобытностью родного Алтая. Да, я сравнивал, и оттого, что контрасты слишком резки, я ни на минуту не забывал, что надо все это запечатлеть в памяти и сознании. Чтобы потом, когда снова буду где-либо над головокружительными пропастями… по дороге с Бухтармы на Уймон ярко вспомнить, как все танцует и поет и блещет и смеется на Невском”.(9) Но ему неуютно в сверкающем столичном городе, где нет “места сердцу и человечности”.(9)

В Санкт-Петербурге Г.Д.Гребенщиков попадает на писательские вечера, встречается с Ф.Сологубом, Н.Л.Теффи, В.Л.Ладыженским, Ф.Ф.Фидлером, А.С.Серафимовичем. Они расспрашивали Г.Д.Гребенщикова о Сибири и удивлялись, что не каждый там соприкасался с каторгой.

- Ах, Алтай, Алтай! – воскликнула Теффи, - Это говорят нечто удивительное!” (9)

Гребенщиков делится и своими ощущениями:“Вообще я почувствовал: Сибирь всем слушателям казалась заморской, дикарской и необыкновенной страной”(9).

Об Алтае ведет разговор Г.Д.Гребенщиков и в Финляндии, у И.Е.Репина.

Гонец Гребенщикова постоянно в пути, он поэтизирует дорогу, любит ее , ему уютно ехать долго, пусть даже третьим классом:

“Мне не хотелось идти в вагон. Я стоял на мостике и чувствовал, как быстро, быстро, по лесам и снегам змеевидный поезд с глазастым и запыхавшимся паровозом впереди мчит меня в далекую, далекую Сибирь и осыпает свою дорогу быстро гаснущими искрами…

Как мелькали ели, в моих думах мелькали искры иной, только что оставленной жизни. Но я знал, что длинная дорога утрясет, уравняет яркость пережитого, и думы устремлялись уже вперед, на родину”.(9)

Дорога наводит его на размышления, в дороге рождаются замыслы литературных произведений.

Г.Д.Гребенщиков всегда был открыт ко всему новому. Оказавшись за границей, он, созидатель по натуре, активно поддерживает “Школу жизни”, задуманную Н.К.Рерихом и с энтузиазмом занимается осуществлением “проекта по собиранию деятелей русской культуры на основах кооперации для совместного творческого труда”.(10) Г.Д.Гребенщиков покупает участок земли в штате Коннектикут, ранее принадлежащий И.Л.Толстому и воплощает “скит” русской культуры в материю. “Вот здесь, среди лесистых холмов, у слияния двух древнеиндийских рек Хусатоник и Помперага, я нашел то, что имел только на Алтае: тишину, чистоту и независимость”.(10)Он строит здесь поселок, который друзья назовут Чураевкой по имени его эпопеи “Чураевы”. Это поселение должно было стать историко-культурным центром, Георгий Дмитриевич планирует открыть гостиницу, библиотеку, сделать комплекс спортивных сооружений, библиотеку, то есть создает условия для творческой работы.

В 1927 году Г.Д.Гребенщиков в Чураевку переносит и типографию, которую назовет “Алатас”.Об истории этого названия он рассказывает в очерке “Белый камень”, вспоминая, как на Алтае, недалеко от деревни Убинской, видел белый кварцевый камень, “русские звали его киргизским именем Алатас, что значит – белый крепкий высокий Аллахов камень. И этот камень врезался в моей памяти на всю жизнь, как нечто светлое, как символ близости родины, как знак близкой встречи с матерью, как светлый, высоко горящий на солнце своею белизною маяк для путника”…(11) В издательстве “Алатас ” были изданы многие книги писателей русского зарубежья.

В дневнике Елены Ивановны Рерих есть запись “Имеет значение нашего посланца школа”. В ней должна была изучаться философия Рерихов. Вместе с Рерихами он задумывает издание книг, которые должны стать философским основанием Школы жизни. Это “Пути Благословения”, “Чаша Востока” Н.К.Рериха и “Радонега”, “Гонец. Письма с Помперага Г.Д.Гребенщикова”.

“Гонец” вышел в свет в 1928 году, явившись итогом 3-летнего пребывания Г.Д.Гребенщикова в Америке. В первой части, которая называется “Отправление гонца” он пишет: “Я так счастлив, что мой Гонец через все препятствия примчит к Тебе мое послание и скоро возвратится от Тебя с новой окрыляющей вестью”.(10)

Гонец с Помперага– не просветитель, подобно главному герою пьесы “Сын народа”, не представитель областнических идей как автор “Письма к друзьям”, у него другая миссия – ему “поручено навестить всех тех, кто жаждет потрудиться над строительством Грядущего”. Эту книгу Г.Д.Гребенщикова сравнивают по глубине осмысления назначения человека с “Выбранными местами из переписки с друзьями” Н.В.Гоголя.. И действительно эти произведения объединены общей концепцией жизнестроения, когда в процессе преодоления многих бед человек “внутренним обращением к самому себе творит внутренную молитву Богу”. (10)

Отправляя своего лучшего гонца в путь, автор дает ему наказ: “И так ты облетишь весь Запад, Юг, Север и Восток, и…над изумрудными истоками святого Беловодья твой будет самый трудный, но и самый дивный спуск. Велико будет там твое смятение, велик будет восторг перед красотами Памира, Гималаев и Алтая, и сказочно невероятны будут дивные видения наяву. И только там ты сможешь до конца понять ,как велика будет тебе награда за преодоления всех твоих трудов, и искушений, и препятствий”(10).

Пункт прибытия гонцов Рериха и Гребенщикова – един. Это сказочно прекрасное и небесно чистое Беловодье. Именно здесь, у подножия Белухи, должен был вознестись храм веры, объединяющей все человечество. Он призван уберечь человечество от самой большой беды – безверия и разъединения.

Список использованной литературы

  1. Рерих Н.К. Письма в Америку. 1923 – 1947. – М.,1998.
  2. Беликов П, .Князева В. Рерих. – М.,1973.
  3. Рерих Н.К. Молодому другу. – М., 1993.
  4. Ремиэов А.М. Царевна Мымра. – Тула, 1992.
  5. Рерих Н.К. Цветы Мории. – Минск, 1997.
  6. Гребенщиков Г.Д. Держава света.// Утренняя звезда .- М., 1994-1997,№2-3
  7. Гребенщиков Г.Д. “Сын народа” Драматургическая поэма в 5 действиях. – Санкт-Петербург, 1910.
  8. Гребенщиков Г.Д. У Льва Толстого.// Вопросы литературы, 1984,
  9. Гребенщиков Г.Д, “Письма к друзьям”(“Жизнь Алтая”1912 – 1913 гг) – Барнаул, 1995, № 4.
  10. Гребенщиков Г.Д. “Гонец.Письма с Помперага.” - М.,1996
  11. Гребенщиков Г.Д. “Белый камень” // Утренняя звезда .- М., 1994-1997,№2-3
Hosted by uCoz